Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 2

В последнее время ведутся интенсивные исследования в области изучения конфликтов в социологии, психологии, политологии, философии и других отраслях знаний. Разные авторы, работающие над исследованием данного вопроса, выражают единое мнение о том, что конфликт был, является и будет являться неотъемлемой частью жизнедеятельности человека [5, 18, 40, 76, 128]. Кроме этого, часть авторов считает, что конфликт является фактором непрерывного развития общества и его структур [18, 77, 86]. Данное высказывание свидетельствует о том, что проблема заключается не в том, чтобы упредить конфликт, а в том, чтобы не дать ему выйти за границы созидательного действия.

Близкими по своему смыслу к понятию «конфликт» являются термины: «антиномия», «девиация», «амбивалентность», «дихотомия» [16].

Термин «конфликт» произошел от латинского слова conflictus - столкновение. В ряде случаев под понятием конфликт подразумевается противостояние взаимоисключающих основ в развитии того или иного процесса либо явления. Конфликт, как процесс столкновения двух сторон на уровне индивидуальных переживаний и влечений, свидетельствует о психологической природе его появления [104].

Интерес к конфликтам в XX веке возрос настолько, что образовалась новая наука - конфликтология, занимающаяся проблемами, связанными с конфликтами.

В настоящее время в конфликтологии не завершен процесс формирования терминологии [194]. Причины такого положения заключаются в том, что при абсолютном характере своего проявления, каждая дисциплина имеет конкретное социально-средовое содержание этого понятия, то есть свои особенности. Не существует даже единого определения термина «конфликт». Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения этого понятия.

Конфликт - это состязание, в котором стороны стремятся достичь несовместимых положений [16]. Данное определение отвергает концепцию о возможности разрешения конфликта посредством соглашения.

По мнению Ю.П. Платонова, конфликт - деструктивное отношение на эмоционально-когнитивном уровне развития (144). В данном определении автор подчеркивает негативную, разрушительную роль конфликта, при этом не учитывается позитивная его роль.

Конфликт - конфликтная ситуация плюс инцидент [22]. В этом определении вводится дополнительное понятие, где инцидент понимается как действия со стороны участников конфликта, направленные на достижение их целей, и подразделяется на четыре типа по характеру их воздействия: объективно целенаправленные, объективно нецеленаправленные, субъективно целенаправленные и субъективно нецеленаправленные. Усложнение этого понятия субъективными и объективными, целенаправленными и нецеленаправленными действиями порождает поле событий, в котором требуется введение меры по уровням значимости указанных характеристик.

В.И. Андреев, в свою очередь считает, что конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников [4]. Хотелось бы отметить, что автор справедливо отмечает влияние конфликта на эмоциональую сферу. Здесь же автор отмечает, что противоречие - это еще не конфликт, оно становится конфликтом лишь после того, как достигнет определенного уровня.

Любой конфликт - это, прежде всего, столкновение характеров (Л.Е. Пастернак, 1989). Необходимо помнить, что характерологические особенности - лишь одна из ряда причин, способных вызывать конфликты. И поэтому данное определение является несколько однобоким.

И.И. Сулейманов в понятие конфликт вкладывает следующий смысл: «конфликт - есть система, представляющая собой вид социального противоречия и характеризующаяся острым столкновением (противоположностью) взаимодействующих подсистем (сторон)» [150].

Во всем этом многообразии трактовок можно выделить основные моменты, которые присутствуют практически во всех определениях и которые наиболее полно раскрывают сущность конфликта. Во-первых, конфликт есть вид острого противоречия. Во-вторых, степень остроты противоречий достигает достаточно высокого уровня. В-третьих, если конфликт протекает в социальной среде, то он оказывает особое влияние на эмоциональную сферу человека.