Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 8

Одна из наиболее характерных черт подросткового возраста, которую отмечают практически все авторы, изучающие возрастные особенности подростков, это стремление к самоутверждению. Но эгоизм и эгоцентризм, чувство исключительности, полагают А.Г. Королёв и A.B. Толстых, толкают подростка на самоутверждение и в дурном смысле этого слова. В этих случаях подросток старается выдвинуться, командовать сверстниками, стремится доказать свое превосходство, готов действовать в ущерб товарищам. Такого рода самоутверждение, связанное с индивидуальной направленностью личности, часто приводит к конфликтам, возникающим между подростком и окружающими его людьми, делая при этом его трудным в воспитании [91].

Дети в подростковом возрасте уже начинают сами осознавать некоторые свои недостатки. Наиболее остро они переживают недостатки, связанные с их внешностью. Физиологические процессы, происходящие в этот период в организме, как правило, отражаются на внешности подростка, делая ее часто менее привлекательной. Следствием этого является возникновение внутриличностных конфликтов, которые переживаются очень тяжело [157].

Д.В. Ронзин полагает, что подростков легко обидеть, зачастую даже пустяковым замечанием. Они остро воспринимают и переживают успехи и неудачи в своей деятельности. Неуспех, обида, неожиданная неприятность, нелестное высказывание об их деятельности часто ввергают подростков в состояние душевной депрессии. С другой стороны, случайная удача или похвала со стороны взрослого, на которую тот даже не обратил внимания, может легко привести подростка в приподнятое настроение, вызвать переоценку своих возможностей, чувство самоуверенности и даже зазнайство. В большей степени это связано с тем, что у подростка не сформировано представление о себе, как о личности. Поэтому здесь педагог должен по возможности воздерживаться как от чрезмерной критики, так и от постоянного потакания подростку.

А.П. Краковский, изучающий психологию поведения подростков, отмечает, что у ребенка, находящегося в данном возрасте нет полутонов - каждый человек для них или отрицательный во всех отношениях, или, наоборот, положительный. При этом огромную роль играет первое впечатление. Отдельный, импонирующий подростку поступок, отдельная, привлекательная для подростка черта в человеке, вызывает у него устойчивое положительное отношение, иногда идеализацию этого человека, вне зависимости от других его качеств, которые могут быть далеко не идеальными [92].

Очень распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности - качествах, очень ценимых подростками [98].

Содержание нравственных понятий подростков исследовал Л.Н. Десев, который выявил, что понимание нравственных категорий часто носит поверхностный, формальный характер [78].

Психологи исследовали отношения между складывающимися у подростков убеждениями, моральными идеями, понятиями и установками, с одной стороны, и их поступками, действиями, конкретным поведением - с другой. В.А. Крутецкий выделил с этой точки зрения четыре группы подростков: 1) подростки, руководствующиеся в своем поведении хорошо осознанными ими положительными нравственными нормами, у которых нет расхождения между словом и делом; 2) подростки, у которых совпадал низкий уровень развития их нравственных понятий и поведения; 3) небольшая группа подростков (единичные учащиеся) отличались хорошим знанием моральных норм поведения, но не считала для себя нужным поступать в соответствии с ними; 4) подростки, которые еще не видят, не понимают связи между известными им нравственными требованиями и своими повседневными поступками. Многие из них недостаточно осознают содержание некоторых моральных категорий [98].

Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, ошибочно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда намеренно развивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными, и изживают положительные [145].