Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 4

Таким образом, мы видим, что классификация конфликтных противоречий во многом зависит от среды, в которой они протекают.

Анализируя структуру конфликтов, ряд ученых предполагает выделять два типа структуры: синхронную и диахронную, которые отличаются по составу и динамике протекания процесса.

Что касается синхронной структуры, то в литературе нет большой разницы во мнениях специалистов по данному вопросу.

Так, Л.А. Петровская [101] в структуре конфликта выделяет следующие понятия: «стороны (участники) конфликта», «условия протекания конфликта», «образы конфликтной ситуации», «возможные действия участников конфликта», «исходы конфликтных действий».

В работе М.Ю. Кондратьева и В.В. Абраменковой подробно изучался межличностный конфликт, здесь же авторы предлагают следующую его структуру: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта (84).

Похожего мнения придерживаются Ф.М. Бородкин и Н.М. Корняк. Согласно их точке зрения, конфликт можно представить как конфликтную ситуацию плюс инцидент. При этом конфликтная ситуация должна заключать в себе наличие оппонентов и объекта конфликта, который обязательно должен быть недоступным по числу оппонентов. Инцидент же представляет собой действия со стороны оппонентов, направленные на достижения своей цели [23].

А H.H. Обозов считает, что в конфликте «...необходимо выделять конкретные условия и состояния» [132].

И. И. Сулейманов, изучая конфликты в процессе подготовки спортсменов, в синхронной структуре конфликта, выделяет конфликтующую сторону (оппоненты) и острые, напряженные взаимодействия между ними.

Таким образом, мнения большинства авторов относительно структуры конфликтов сходятся в том, что для протекания конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации и конфликтных действий со стороны оппонентов.

Диахронная структура, в свою очередь, позволяет рассматривать конфликт, в процессе его развития. Ознакомимся с мнением авторов по данному вопросу.

Так, например, по мнению В.К. Липинского, в динамике конфликта можно выделить четыре стадии: возникновение объективной ситуации; осознание ситуации хотя бы одним из участников; переход к конфликтному поведению; разрешение конфликта [101].

Сходная точка зрения приводится в «Кратком словаре по социологии». Конфликт здесь проходит следующие стадии развития: предконфликтный период; собственно конфликт; разрешение конфликта [94].

Т.И. Покровская, рассматривая конфликты в педагогической деятельности, выделяет две стадии в их развитии: педагогическую ситуацию и конфликт [145].

И.И. Сулейманов, анализируя конфликты в спорте, предлагает следующее описание диахронной структуры конфликта:

1)  период возникновения конфликтной ситуации, который включает в себя два этапа (скрытый и открытый);

2)  период становления конфликта, содержащий также два этапа (диффе- ренции и интеграции элементов конфликта);

3)  период зрелости конфликта;

4)  период преобразования конфликта (194).

Как видно из анализа приведенных описаний динамики конфликта, в большинстве из них выделены как минимум три стадии, через которые проходит конфликт: стадия возникновения конфликта, стадия развития конфликта и стадия его разрешения.

В завершении теоретического обзора хотелось бы рассмотреть вопрос, связанный с тем, какими функциями наделяют конфликт разные авторы. В связи с этим рассмотрим их мнение по данному поводу.

Принципиальная теоретическая установка сторонников мотивационной концепции состоит в том, что конфликт может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).

Конструктивная роль конфликта связана с тем, что он предотвращает застой индивидуальной и групповой жизнедеятельности, стимулирует их [49, 88, 93].

По мнению, Н.И. Шурковой конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль или роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов и ситуации [21].