Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 19

Для фиксации внешне выраженных (в поведенческом плане) конфликтов нами использовался протокол наблюдения «Учет материализованных конфликтов», разработанный А.П. Дмитриевым и И.И. Сулеймановым (193) (см. приложение 3). С помощью данного протокола все конфликтные проявления можно фиксировать на протяжении всего матча. Протокол составлен из двух разделов:

а)       качественные характеристики, отражающие открытые или скрытые взаимодействия, как между отдельными игроками, так и между группами игроков;

б)       количественные характеристики

- односторонние конфликтные воздействия (конфликтные проявления, исходящие от одного футболиста, но не вызывающие обратной реакции у партнеров);

-  обоюдные конфликтные воздействия (конфликтное взаимоотношение наблюдается у обеих спорящих сторон);

-  групповые конфликтные воздействия (конфликтные проявления, возникающие между группами футболистов, которые имеют обоюдную направленность).

На всех уровнях фиксировались время возникновения «материализованного» конфликта и фамилия игрока (игроков)-конфликтанта (ов) условным знаком.

После каждой игры подсчитывался уровень материализованных конфликтов как для отдельных игроков, так и для всей команды. Для этого мы использовали формулу, разработанную и апробированную А.П. Дмитриевым (1998).

1п

Мк - уровень материализованных конфликтов, (0 < Мж< 1);

п - общее число материализованных конфликтов;

Ь - время матча, тренировочного занятия (мин);

10 - время, в течение которого возникает конфликтное проявление (с.)

Метод экспертной оценки состояния межличностных отношений использовался для определения уровней конфликтности в команде, как общего, так и индивидуального для каждого футболиста. Процедура исследования основана на методе экспертных оценок членов обследуемой команды. В качестве экспертов выступали сами же юные футболисты, члены спортивного коллектива, в котором проводилось исследование (см. приложение 4). Описание методики подробно изложено в работе Т.А. Полозовой (1982). Данную методику специально разрабатывали для определения межличностных отношений в трудовых коллективах, но А.П. Дмитриев в своем исследовании, направленном на управление конфликтами в процессе подготовки квалифицированных футболистов, доказал возможность использования данной методики при изучении межличностных отношений в спортивных коллективах (53). Нами было в свою очередь проведено предварительное исследование для проверки целесообразности использования этой методики в нашей работе. Для этого в предварительном исследовании производилась регистрация ТТД, с целью изучения игровой эффективности команды «Спартак» - 1985г.р. (г. Омск). Количество испытуемых составило 18 игроков. Исследование проходило на трех этапах периода подготовки. В дополнение ко всему на каждом из трех этапов проводился опрос всех юных футболистов по методике экспертной оценки состояния межличностных отношений в группе. Взаимосвязь результатов опроса с игровой эффективностью определялась путем вычисления ранговых коэффициентов корреляции, которые явились критериями валидности. Анализ полученных результатов подтвердил возможность ее применения для изучения конфликтных отношений в команде юных спортсменов (результаты корреляционного анализа представлены в табл.1)

Таблица 1

Этапы исследования

Эффективность ТТД

К1

г

к2

г

Кз

Г

Начальный этап подготовительного периода

47%

0,45

0,736

0,20

0,771

0,22

0,767

Конец специально подготовительного периода

50%

0,49

0,765

0,18

0,567

0,21

0,654

Начало соревновательного этапа

36%

0,57

0,687

0,17

0,635

0,35

0,695

Конец соревновательного этапа

59%

0,31

0,544

0,21

0,516

0,27

0,583