Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 9

- последовательность изложения в соответствии с целью и планом;

- выделение и подчёркивание, а при необходимости повторение главной мысли или идеи;

- убедительность и достоверность освещаемых фактов;

- простота, доступность языка изложения;

- краткость рассказа;

- эмоциональность изложения;

Объяснение – это доказательное, с раскрытием причинно-следственных связей изложение учителем учебного материала. Педагогические требования предъявляемые к общению:

- отчетливая постановка вопроса и цели предстоящей работы;

- выявление структуры изучаемого объекта, а так же закономерных связей между его частями;

- выделение существенных свойств и сторон изучаемого объекта;

- обращение к учащимся с вопросами, побуждающими их следить за ходом рассуждений учителя, а так же делать самостоятельные выводы;

- использование наглядных пособий, приведение убедительных примеров, демонстрация опытов;

- раскрытие причин и следствий изучаемого процесса или явления;

- точное формулирование вывода, закона или правила в конце объяснения;

Беседа – это диалог учителя и учеников, в котором учитель путём постановки вопросов проверяет усвоение учащимися знаний или подводит к усвоению и пониманию новых знаний. Условиями успешности беседы являются:

- правильно определять тему, соотнося её с наличием времени и подготовки учащихся;

- обеспечить понимание учащимися конкретной учебной задачи и их заинтересованность в учебной задаче;

- составить план беседы, сформулировать основные вопросы;

- учитывать в ходе беседы изменение отношения учащихся к обсуждаемой проблеме;

- подвести итоги беседы после обсуждения намеченных вопросов;

Попытаемся сформулировать требования к форме вопросов:

- логическая чёткость и краткость формулировки вопроса;

- ясность и понятность вопроса учащимся;

- гибкость формы и содержания, варьирование формулировок при общей единой направленности к цели;

- последовательное нарастание трудности вопросов;

- не задавать «двойных», «тройных» вопросов, а так же вопросов на которые можно дать несколько правильных ответов;

- избегать вопросов, содержащих готовые ответы в самих формулировках, а так же альтернативных вопросов;

- вопросы должны ориентировать учащихся на ответы в форме полных предложений, рассуждений определённых сравнений и доводов, а так же на вычленение существенных признаков, формулирование выводов.

Школьная лекция – это последовательное изложение учителем фундаментального раздела учебной программы. Для лекции характерны освещение истории возникновения проблемы, основных этапов её решения, а так же современного её состояния и возможного направления дальнейшего развития.

Работа с книгой – это метод обучения, при использовании которого формирование умений или овладение знаниями происходит в процессе работы учащихся с литературными изданиями (учебники, пособия, словари). Наиболее часто используются следующие приёмы работы с книгой:

- предварительное ознакомление с материалом;

- повторение пройденного с целью восстановления в памяти знаний, необходимых для изучения нового;

- выполнение заданий учителя по работе с текстом;

- чтение научно-популярной и художественной литературы, документов для подтверждения теоретических положений учебника и самостоятельного формулирования выводов;

- подготовка рефератов, докладов, сообщений по отдельным вопросам;

Попытаемся сформулировать требования для работы с книгой:

- правильный отбор материала для повторения или самостоятельного изучения;

- обязательное рассмотрение на уроке наиболее трудных положений учебника;

- посильность задания для учащихся;

- проведение инструктажа для ориентации учащихся в объеме, содержании и основных приёмах работы;

- контроль за результатами домашней работы, а так же наблюдение за работой учащихся на уроке;

- помощь в освоении основных приёмов работы с книгой;

- сочетание с другими методами, обеспечивающими воспитательное воздействие содержания книги;