Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 10

- обсуждение и оценка выполненной работы;

Наблюдение – это восприятие изучаемого объекта с целью получения информации об объекте. Наблюдение может быть качественным и количественным, визуальным и с применением оборудования, длительным и кратковременным, групповым и индивидуальным. Требованиями к наблюдению являются:

- определённость цели наблюдения и её понятность учащимся;

- заинтересованность учащихся в выполнении наблюдения;

- осуществление наблюдения по разработанному плану, расчленение общей задачи наблюдения на частные задачи, на этапы;

- фиксирование результатов наблюдения;

- формулирование выводов по результатам наблюдения, их обсуждение, оценка;

Демонстрация – это показ учащимся изучаемых объектов и их изображений,  просмотр кино- и видеофильмов и т.п. При использовании наглядных пособий для демонстраций надлежит руководствоваться следующими правилами:

- предъявлять наглядное пособие для восприятия своевременно;

- сопровождать показ объяснением, используя постановку вопросов для стимулирования самостоятельной работы учащихся;

- использовать наглядные пособия при проведении опроса и повторении;

- не использовать слишком много наглядных пособий на уроке;

- заботиться об эстетическом виде наглядных пособий;

Упражнение – это повторное или многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или совершенствования качества его выполнения. Совершенствование умений, развитие мышления и воспитание положительных нравственных качеств происходит в ходе выполнения упражнения при условии выполнения следующих условий:

- осмысление учащимися теоретической основы выполняемого упражнения;

- сознательная направленность на улучшение и совершенствование умений;

- строгая последовательность и постепенное повышение степени самостоятельности выполняемых действий;

- разнообразие упражнений и постепенное увеличение их уровня сложности;

- анализ результатов каждого упражнения, осмысление причин ошибок, а так же путей их исправления;

- правильное распределение упражнений во времени;

- форма и содержание организации деятельности должны быть интересными для учащихся, необходимо организовывать упражнения на материале, имеющем воспитательную и познавательную ценность;

Графические работы – это выполнение учащимися схем, графиков, чертежей. Требования к данному методу обучения можно сформулировать следующим образом:

- понимание учащимися теоретической основы выполняемой работы;

- знание учащимися сферы применения вырабатываемых умений;

- высокая познавательная ценность выполняемых действий;

- предъявление эстетических требований к оформлению работы;

- следование установленным стандартам в размещении и в изображении условных обозначений;

Лабораторная работа – это изучения учащимися каких-либо явлений и процессов с помощью специального оборудования. К лабораторным работам предъявляются следующие требования:

- чёткая определённость цели работы и её понятность учащимися;

- наличие плана работы;

- подготовленность учащихся к выполнению действий, а так же к использованию оборудования;

- обеспечение выполнения учащимися мер техники безопасности;

- наблюдение и контроль учителем за выполнением учащимися запланированных действий;

- фиксация учащимися хода и результатов лабораторной работы;

- формулирование выводов, обсуждение результатов и оценка выполненной работы;

Практическая работа – это применение учащимися умений и знаний в деятельности, обеспечивающей получение практического результата в виде изменения изучаемого объекта. К организации практических работ предъявляются следующие требования:

- обеспечить наличие у учащихся необходимых знаний, а так же обеспечить их заинтересованность в выполнении практической работы;

- привлечь учащихся к участию в составлении плана практической работы;

- провести инструктаж по технике безопасности (при работе с оборудованием);

- обеспечивать высокую воспитательную значимость содержания и результатов практической работы;