Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 7

Для подросткового типа общения (школьники V-VII классов) эмоционально смысловой доминантой является решение подростком проблем своего становления. Школьникам данного возраста свойственен обострённый интерес к собственным возможностям, стремление усовершенствовать себя и научиться как можно большему. Это определяет ориентацию школьников на общение со старшими, взрослыми и почти полное игнорирование младших. В отношении к взрослым растёт отчуждение и настороженность, вследствие ограничения свободы детей и отсутствия помощи в практическом освоении новых способов деятельности.

В этом возрасте общение так же осложняется эмоциональной неустойчивостью,  возросшими трудностями в достижении успеха в учении, и отсутствием реальной помощи в решении важных для подростка проблем.

Особое значение для подростков в этом возрасте приобретает их положение в коллективе и семье.

В переходном типе общения (школьники VIII-IX классов) эмоционально-смысловой доминантной общения становится подросток как субъект взаимодействия. Целью общения является совершенствование  способностей общаться с другими людьми и получать удовлетворение от общения с ними; установление благоприятных отношений. В этом возрасте у подростков возрастает интерес к эмоциональным аспектам жизни, и падает интерес к содержательно-деятельностной стороне жизни. Проявляется нескрываемый интерес к противоположному полу и сексуальным вопросам. Так же в этом возрасте у подростков существует тенденция доверительного общения с взрослыми, могущих помочь в решении эмоциональных проблем. К взрослым подростки предъявляют очень высокие требования.

Для старшего школьного возраста (школьники X-XI классов) доминантой в общении является старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Этом возрасте для подростков на первый план выходят проблемы взаимодействия между людьми, идейно-нравственных отношений, а так же соотнесённости выполняемых действий с выработанными жизненными планами или возникающими намерениями долговременного характера. Для данного возраста характерно развитие негативизма в оценках у подростков,  на отрицательную позицию в общении, попытки решать мировоззренческие проблемы самостоятельно или в узком круге доверенных лиц.

А.В. Мудрик в своей книге «Общение как фактор воспитания школьников» утверждает, что в педагогическом процессе общения выполняет четыре функции: нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую [9].

Нормативная функция педагогического общения состоит в обеспечении освоении правил и норм социально-типического поведения, формировании навыков и умений правильного поведения. Познавательная функция педагогического общения выражается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире. Эмоциональная функция педагогического общения заключается в обогащении всего спектра положительных состояний воспитанников в ходе воспитательной работы. Актуализирующая функция педагогического общения заключается в реализации в процессе общения типичных для личности сторон, в самоутверждении ученика и учителя, их утверждении во мнении других. Функции педагогического общения выражаются с помощью вербальных и невербальных средств.

Рассматривая этапы структуры процесса педагогического общения В.А.Кан-Калик в своей работе «Учителю о педагогическом общении» выделил четыре этапа профессионально-педагогического общения: моделирование предстоящего общения с воспитанниками; организация непосредственного общения; управление общением в педагогическом общении; анализ осуществлённой системы общения и моделирования новой[7].

Иначе этот процесс можно выразить в следующей последовательности:

1. предкоммуникативная фаза;

2. коммуникативная фаза из трёх этапов: создание эффекта первого впечатления; поисковый этап; этап общения.

3. посткоммуникативная фаза;