Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 8

Предкоммуникативная фаза общения заключается в ориентировании будущих участников в условиях общения, в подготовке воспитанников и воспитателя к обсуждению общего для них объекта, к восприятию друг друга. Основное содержания деятельности воспитания в предкоммуникативной фазе состоит в определении цели и конкретных задач общения, в выяснении своих возможностей и возможностей воспитанников, планировании предстоящей совместной с воспитанниками деятельности.

Первый этап коммуникативной фазы общения состоит в создании у воспитанников эффекта первого впечатления о воспитателе, заставляющее обратить внимание на предмет обсуждения. Второй поисковый этап коммуникативной фазы заключается в определении правильного тона обращения к воспитанникам, уточнении формы обсуждения (совместной деятельности), соответствующей особенностям состояния. В ходе третьего этапа коммуникативной фазы учитель используя запланированные средства, реализует в зависимости от складывающейся ситуации общения формы и методы, избранные на поисковом этапе.

Посткоммуникативная фаза педагогического общения заключается в осмыслении учителем (воспитателем) и учениками (воспитанниками) результатов общения.

Для успешного общения педагогу необходимо обладать следующими общими чертами общения с учащимися:

- личностная открытость детям, способность дать понять ученикам, что учитель не столько учитель, сколько человек;

- умение поставить себя на место ребёнка, познать его;

- умение организовать общение «от ученика»: от его мыслей, чаяний, настроения;

- терпеливость, чуткость, способность к сопереживанию, заинтересованность в судьбе воспитанника;

- принятие воспитанника как полноправного партнёра по общению, как человека;

- умение внушить воспитаннику сознание его значительности;

- широта познаний, разнообразие интересов и умение их использовать в общении с воспитанниками;

Главное условие успеха педагогического общения как средства воспитания выражается в том, что оно должно быть общением воспитанника с воспитателем, а так же деятельностью воспитанника, направляемой и управляемой воспитателем.

    Учение как средство воспитания.

Под учением понимается деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение им знаний, формирование навыков и умений. Результатом учения является формирование и развитие сознания, как понимания человеком окружающего мира и своего отношения ко всему окружающему. Не только деятельность, но и то, как и в каких условиях, она выполняется, обеспечивает целенаправленное воспитание. Исходя из этого, следует, что учение одно из средств используемое в воспитании.

Учение подразделяется на следующие виды учения: учение по образцу; случайное открытие какого-либо знания или умения выполнять действия; приобретение знаний при выполнении другой деятельности (общение, трудовая, игровая); учение в ходе самостоятельного решения проблемы.

Учение, организуемое и направляемое взрослыми, принято называть обучением. Обучение - процесс двухсторонний и целенаправленный, сторонами выступают учение и преподавание. Основа обучения состоит из деятельности по освоению содержания образования. Главная задача обучения – освоение содержания образования. Отсюда следует, что обучение можно рассматривать как воспитание, осуществляемое в ходе усвоения определённого содержания образования.

Методы обучения по источнику приобретения знаний подразделяются на: словесные (рассказ, беседы, лекция, объяснение, работа с книгой), наглядные (наблюдение и демонстрация), практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа, графическая работа).

Рассказ – это последовательное описательное или повествовательное изложение учителем нового материала. Рассказ используется на уроках и во внеурочной деятельности для сообщения информации о происшествиях, событий, предметах и явлениях с целью вызвать работу духовно-нравственного характера, обогатить знания учащихся. Сформулируем требования к рассказу: