Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 2

4. Создание  оптимальных условий воспитания.

5. Определение на основе поставленной цели и стратегических задач содержания воспитания.

6. Воспитание процесс творческий.

7. Воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.

В педагогике термин «воспитание» употребляется в трёх смыслах:

А)  в широком социальном – воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием социальной окружающей действительности. Ведущую роль играют социальные институты общества, общественные организации, средства массового воздействия.

Б)  в широком педагогическом, когда имеется в виду учебно-воспитательный целенаправленный процесс в системе специальных учебно-воспитательных учреждений.

В)  в узком педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения.

Объектом воспитания выступает ребёнок, субъектом воспитания являются педагог, школа, семья, средства массовой информации, общественные институты, всё общество в целом

Задачей воспитания является организация взаимодействия, обладающего максимальным воспитательным потенциалом. Воспитание – это формирование личности как творца своей личности и своей судьбы. Оно готовит человека к субъективной деятельности, вырабатывая психологические предпосылки. Воспитание служит формированию нравственности. Решение этой задачи – смысл воспитания, потому что, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности. Задачи подразделяются на стратегические и тактические.

Целью воспитания является формирование целостной, всесторонней развитой личности. В своей работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение нежелательных [17]. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания определяются социальным заказом, т.к. назначение воспитания – формирование такой личности в которой нуждается общество. Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна существовать в воспитании индивидуальная цель для каждого воспитанника [17].

Существует классификация системы целей по иерархической структуре:

- общая цель воспитания;

- цель воспитания детей определённого возраста;

- цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения;

- цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определённой направленности;

- воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.

Существуют классификации целей по другим основаниям. Так Т.А.Ильина даёт свою классификацию целей:

- общая или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности;

- педагогические цели на определённом этапе формирования личности;

- оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия [17].

По нашему мнению, наиболее полной является классификация целей по иерархической структуре.

Суть воспитания состоит в формировании жизненной позиции воспитанника по отношению к окружающему миру.

Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организованной воспитателем воспитывающей деятельности.

Основные функции воспитания:

1.  сохранение, передача и воспроизводство культуры;

2.  социализация и адаптация;

3.  развитие творческого потенциала личности;

В педагогике различают три группы методов воспитания, соответствующих целенаправленной деятельности воспитателей и организованной целенаправленной деятельности учащихся:

1.методы убеждения:

а) показ, рассказ сущности дела с объяснением его важности, полезности;

б) личный пример;

в) практическая деятельность с отдельными учащимися, практическая помощь каждому (метод приучения);

г) поощрение;

д) наказание;

е) осуждение;

ё) одобрение;

2. методы упражнения:

а) практическая самостоятельная деятельность учащихся, когда идея подаётся учителем;