Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 11

- использовать в ходе практической работы коллективные формы труда;

- стимулировать систематический самоконтроль за ходом и результатами практической работы;

- завершаться практическая работа должна её оценкой и обсуждением.

В ходе процесса обучения на учащихся оказывают воспитывающее влияние: содержание усваиваемого материала, личность учителя, его отношение к ученикам и учебному предмету, формы и методы учебной работы, а так же обстановка в классе и в школе. Кроме внешних условий воспитывающее влияние оказывают так же мотивы учения (социальные, познавательные, личностные, коммуникативные).

Достижение положения, когда в процессе обучения целенаправленно формируется личность в нравственном, интеллектуальном и эстетическом отношениях, обеспечивается при соблюдения этих условий:

- в учении усваиваются необходимые, связанные с жизнью учащегося знания;

- процесс обучения способствует развитию и совершенствованию психических процессов учащихся;

- усвоение знаний, формирование навыков и умений осуществляются в реальной деятельности самих учеников, осознаваемая учащимися как личностно значимая;

- в обучении проявляется забота об укреплении здоровья учащихся;

- отношения между учащимися имеют гуманистический характер;

- отношения с учителем имеют личностный характер: учитель заинтересован не только в том, чтобы ученик знал его предмет, но и в его судьбе;

- обучение осуществляется в положительной эстетической обстановке;

          Игра как средство воспитания.

Чаще всего понятие «игра» определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Г.В. Плеханов в книге «Письма без адреса» анализируя теории игры, пришёл к выводу, что игра – это средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладению ею[10].

К.Д. Ушинский считал, что в игре ребёнок осваивает и преобразует действительность «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности…; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»[14, с. 432, 439].

Для педагога игра (детская игра) средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его игровую деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя её на развитие положительных качеств личности.

Отличие игры от других видов деятельности заключается в том, что игра содержит цель в самой себе; отдалённых и посторонних задач в игре ребёнок не ставит и не решает. Для воспитанника цель игры состоит в самой игре, а для воспитателя, организующего игру, есть другая цель – развитие детей, усвоение ими определённых знаний, выработка тех или иных качеств личности, формирование умений. В этом заключается противоречие игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, с другой – игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в дидактических играх. Разрешение данного противоречия определяет воспитательную ценность игры. Если достижение дидактической цели осуществляется в игре как деятельность заключающая цель в самой себе, то её воспитательная ценность наиболее значительна. Если дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых для их участников является решение данной дидактической задачи, то воспитательная ценность игры минимальна.

Использование игр в обучении помогает активизировать учащихся в обучении, уходить от шаблонных решений поведенческих и интеллектуальных задач, преодолевать скуку стимулирует инициативу и творчество.