Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 6

Педагогическое общение осуществляется исключительно ради воспитанника, и результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника. Целью общения здесь не самому почувствовать, а вызвать чувства у воспитанника, не самому узнать, а научить.

Специфика педагогического общения и его отличием от других видов общения заключается в том, что педагогическое общение осуществляется с целью оказать влияние на воспитанника – включить его в деятельность, качеств, вызвать у него стремление к самоусовершенствованию.

Используя слово, тон голоса, мимику воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует своё отношение к информации, к воспитаннику, ко всему миру. В результате своей деятельности воспитатель изменяет отношение, настроение, деятельность воспитанника, формируя в нём соответствующие качества личности. Так воспитатель воздействует на формирующиеся качества личности её собственной деятельностью, направляя её и влияя тем самым на изменение тех или иных качеств и черт личности.

Другой особенностью педагогического общения является воспитательный характер общения: оно обязательно предусматривает решение педагогических задач.

Различают опосредованное и непосредственное общение.

Опосредованность в педагогическом общении проявляется в двух отношениях. Во-первых, в отношении контактов между участниками общения: воспитатель может прямо обратиться к воспитаннику с советом, требованием просьбой, вместе с ним выполнить какую-либо работу, организовать деятельность воспитанника и т.д. Во-вторых, опосредованность проявляется том, что воспитатель направляет своё воздействие не на воспитанника, а на те знания, которые воспитанник должен усвоить, на качества личности, которые должны сформироваться. В субъект-субъектном взаимодействии объектом деятельности воспитателя становятся усваиваемые знания, формируемые отношения и качества личности, по поводу которых осуществляется педагогическое общение. 

Педагогическое общение как правильно осуществляется опосредованно, в частности при решении задач развития самостоятельности и активности воспитанников.

Также общение можно разделить на общение воспитателей с воспитанниками и общение между воспитанниками, в обоих случаях рассматриваются разновидности общения в зависимости от возраста воспитанников. Например, А.В. Мудрик рассматривает четыре возрастных типа общения школьников: детский (I-IV классы), подростковый (IV-VII классы), переходный (VII-IX классы), юношеский(X-XI классы). Для каждого из этих типов общения характерно разделение на ролевое (роль воспитанника заранее определена – с конкретными правами и обязанностями) и свободное общение (осуществляется для удовлетворения потребности в общении) [9] .

Основу содержания общения воспитанников в возрасте до 17 лет составляет интерес к окружающему миру, самому себе и людям. Конкретизируя это положение, А.В.Мудрик в своей книге «Общение как фактор воспитания школьников» выделяет четыре наиболее важных аспекта (пласта), формирующих содержание общения:

1.  предметная сторона бытия (содержание и способы жизнедеятельности, предметно-эстетическое окружение);

2.  событийная сторона жизни (жизнь семьи и сверстников, планы и воспоминания);

3.  эмоциональные аспекты жизни (впечатления, настроения, переживания, реакции);

4.  идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, взаимоотношения людей, жизненные планы) [9].

В различные возрастные периоды конкретное наполнение аспектов содержания и их соотношение неодинаково и определяется эмоционально-смысловой доминантой общения.

Более подробно рассмотрим типы общения школьников по возрасту.  Детский тип общения (школьники I-IV классов) характеризуется потребностью ребёнка в совместном времяпровождении со сверстниками, в общении с ними по поводу событий их жизни, и впечатлений об окружающем мире. В общении со взрослыми дети 6-10 лет характеризуются доверчивостью, стремлением продемонстрировать свои знания и умения, и получить оценку действиям, приобрести знания и научиться полезным. Это выражается в боязни говорить правду, стремлению к объединению в замкнутые группы, безудержном фантазировании и детской лжи. Исходя из вышеприведённого эмоционально-смысловой доминантой общения школьников этого возраста являются окружающие люди, познание их и установление отношений с ними.