Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 13

10. Не следует вовлекать детей в опасные для жизни и здоровья игры, в игры на деньги и вещи, в излишне азартные игры.

          Труд как средство воспитания.

Можно дать определение труда как деятельность, направленную на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Целью труда является выполнение работы, приносящей практический результат: изменение объекта и приспособление его для удовлетворения человеческих потребностей.

Используемый в воспитательных целях труд определяется как средство воспитания, в котором воспитательное воздействие на воспитанника оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности человек совершенствуется в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношениях, т.к. правильно организованный труд связан со всеми сторонами человеческой жизни, включая человека в формирование нравственных, экономических и других условий его жизни.

Достижение цели труда и удовлетворение в результате этого какой-либо потребности влечёт за собой появление новых потребностей. Они заключаются в самом труде и его результатах, либо в том, что может дать человеку его результат. Отсюда можно сделать вывод, что мотивом труда является получение более отдалённого продукта, а не сам процесс деятельности.

По характеру затрачиваемых усилий трудовая деятельность подразделяется на труд физический, труд умственный и труд душевный.

Физический труд разделяется на труд по самообслуживанию (поддержание в порядке рабочего места, жилища и т.д.); общественные работы (поддержание порядка в местах общего пользования – всё то, что выполняется не только для личного использования и не находящее выражение в ценовых и количественных показателях); производительный труд (индустриальный - труд организованный в условиях современного производства, и ремесленный - труд использующий простое оборудование).

Условием воспитательной эффективности обслуживающего труда (как и других видов труда) является положительная эмоциональная постановка, вызванная участием взрослого в труде, его примером, а так же видимое изменение обстановки и одобрение действий ребёнка взрослым формирует желание ребёнка выполнять какую-либо работу.

Сформулируем педагогические требования к физическому труду:

- привлекательность, личная и общественная значимость цели, моральная удовлетворённость результатами, производительность и чёткая организация труда;

- посильность и разнообразие, творческий характер, результативность, поощрение успехов в труде, связь с учением, коллективность труда;

- современная техническая и технологическая оснащённость, возможность выбора воспитанниками видов труда и форм его организации, положительная мотивация трудовой деятельности, связь труда с другими видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, а так же с ожиданиями и запросами родителей.

Интеллектуальный труд можно подразделить на: собирательно-аналитический труд, реферактивно-воспроизводящий труд, просветительский труд, художественно-творческий труд, абстрактно-комбинаторный труд, организационно-управленческий труд.

Интеллектуальный труд включает в себя следующие элементы: постановка цели, планирование предстоящей работы, выполнение действий, достижение реального результата, анализ и совершенствование способов и итогов деятельности. Как правило, необходимость выполнения интеллектуальной работы возникает в процессе осуществления физического труда, если он не слишком лёгок и не непрерывен.

Сформулируем условия необходимые для эффективности интеллектуального труда как средства воспитания:

- достаточное количество времени;

- обучение детей приёмам умственной деятельности: сравнению, анализу, классификации, синтезу и т.д.;

- предоставление разнообразия объектов труда с возможностью выбора наиболее соответствующего индивидуальности учащегося;