Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 3

б) творческий коллективный поиск, неординарность в воспитательном процессе;

3. методы косвенного воздействия на учащихся.

Выбор метода воспитания, прежде всего, зависит от следующих факторов: цели, возраста ребёнка, его психологических особенностей, уровня развития и воспитанности.

Т. А. Стефановская считает, что: « Средства воспитания – виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане(микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности [12, с. 225]. Средства воспитания используются для решения воспитательных задач. К средствам воспитания Н.В. Бордовская относит: знаковые символы; материальные средства; мир жизнедеятельности воспитанника; способы коммуникации; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; культурные ценности (игрушки, книги и т.д.); технические средства; природа [7,].

Для успешного воспитания школьников необходимо знание закономерностей: философских, социологических, психологических, этических, эстетических и др. Выделение педагогических закономерностей проблематично, а они себя проявляют и существуют, поскольку существует специфика воспитательного процесса. Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах»[17, с. 377].

Педагогические закономерности воспитательного процесса:

1.  Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет ценностные ориентации педагогов и воспитанников, постановку цели воспитания, определение его содержания, отбор средств, приоритетные методы и приёмы воспитания, связи с окружающей действительностью. Сложность заключается в том, что процесс воспитания – многофакторный. Организуя воспитание, следует помнить об одновременном воздействии многих факторов разного уровня. Характер взаимодействия этих факторов, влияющих на развитие личности воспитуемого, неоднозначен в каждом конкретном случае. Может быть различная интенсивность действия разных факторов и разное их сочетание.

2.  Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Эта закономерность носит двухсторонний характер. С одной стороны, уровень развития воспитуемого, запас его знаний, навыков и умений, владение способами познания, направленность личности, культура общения с окружающими людьми, особенности темперамента и характера, включённость в процесс самопознания и самовоспитания – определяют трудность или лёгкость включения в учебно-воспитательный процесс, его результативность и эффективность. С другой стороны – воспитательный процесс, так или иначе, способствует развитию всех сторон личности в целом. Учёт данной закономерности требует составления общей программы воспитания на основе программ влияния на индивидуальность каждого школьника с учётом темпа его развития.

3.  Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью.

4.  Ребёнок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния. Это внутреннее состояние ребёнка создаётся обеспечением в учебно-воспитательном процессе школы здорового образа жизни педагогов и школьников, предполагающее общее благоприятное состояние и развитие интеллекта, души и тела.