Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 12

Все игры, используемые в дидактических целях подразделяются на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В первом случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Во-втором случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, являющийся по форме и содержанию основной.

Для использования игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, состоящая из четырёх этапов:

1. Ориентация: учитель даёт тему, характеристику игры, общий обзор её хода и правил.

2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей и подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь и фиксирует результаты.

4. Обсуждение игры: характеризуется выполнение действий, их восприятие её участниками, анализируются отрицательные и положительные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные пути совершенствования игры.

Основная проблема использования игры в обучении, состоит в том, что игра обладает меньшей эффективностью, по сравнению с обычной учебной работой. Так же проблема заключается в том, что не все учителя в достаточной мере знакомы с учебными играми, в школах не хватает оборудования и материалов для проведения игр. Немаловажна и проблема обеспечения дисциплины в ходе игры по причине повышенной эмоциональности и оживлённости учащихся. Однако продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала, а так же обеспечение высокого уровня включённости учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть данные проблемы.

Я.А. Коменский впервые в своей работе «Законы хорошо организованной школы» сформулировал правила использования игры в воспитании:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на побочное, а не какое-либо дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела, не менее чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью жизни и здоровью, а так же приличиям.

4. Игры должны служить преддверием для серьёзных вещей.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем она надоест.

6. Игра должны проходить под наблюдением воспитателей.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьёзным делом, т. е. развитием здоровья, или подготовкой для жизненной деятельности, или отдыхом для ума, или всем этим одновременно.

Постараемся сформулировать общие правила, которые необходимо учитывать учителю, воспитателю при организации детских игр на уроках и во внеурочное время:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: вовлечение в игру детей, а не навязывание.

2. Дети должны понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать с содержанием и со смыслом поведения в реальных ситуациях затем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности.

5. Игра должна положительно воздействовать на развитие интеллектуальной, рационально-физической и эмоционально-волевой сфер её участников.

6. В игре не должно унижаться достоинство её участников.

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

8. В подростковых и старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведённой игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, а так же оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием учебного курса или с содержанием практической жизненной деятельности.

9. Игры не должны быть излишне дидактическими и излишне воспитательными: их содержание не должно содержать слишком много информации и не должно быть навязчиво назидательным.