В первом случае если все элементы системы являются равнонадежными, а средняя длительность их проверки различна, то с целью минимизации среднего времени поиска неисправности целесообразно начинать проверку с элементов, требующих меньшего времени проверки их работоспособности. Если же длительности проверки каждого из элементов системы одинаковы, а вероятности их отказов различны, то с целью минимизации среднего времени поиска неисправности проверку следует начинать с элементов, имеющих наибольшую вероятность отказов. Метод поэлементных проверок применим для систем любой структуры, но требует большого числа проверок, что определяет достаточно большую длительность поиска неисправностей.
Во втором случае, т. е. при использовании метода последовательных групповых проверок, аппаратура разбивается на отдельные группы элементов, затем путем измерений выявляется группа, в которой имеется неисправный элемент. После этого данная группа элементов разбивается на подгруппы и выявляется подгруппа, в которой находится неисправный элемент, и так далее до тех пор, пока не будет определен неисправный элемент. При этом в зависимости от конкретной ситуации возможны три варианта разбиения контролируемой системы на группы элементов; по критерию половинного разбиения по числу элементов в группе, половинного разбиения по равной вероятности отказа каждой из групп, половинного разбиения по принципу равенства среднего времени проверок каждой группы.
В случае диагностирования сложной аппаратуры с разветвленной структурой построения чаще используется комбинационный метод поиска неисправностей, при котором анализ состояния системы и принятие решения производятся после контроля полной группы параметров, обеспечивающих однозначное выявление неисправного участка системы. Наибольшая эффективность диагностирования может быть получена при комбинированном использовании нескольких методов: например, комбинационный метод используется для определения отказавшего участка системы передачи, метод групповых проверок — для выявления неисправного узла, а метод поэлементных проверок — для отыскания отказавшего элемента в данном узле.
Современные СП, как правило, оборудуются мощными программно-аппаратными средствами диагностического контроля, часто встроенными в оборудование системы, что позволяет оперативно и в автоматическом режиме определить отказавший элемент.
Прогнозирующий контроль используется для уменьшения числа возникающих отказов. Знание закономерностей изменения контролируемых параметров системы дает возможность определить вероятный момент появления отказа и принять меры по его предупреждению (замена элементов, проведение регулировочных и подстроечных работ и т. д.). К настоящему времени разработаны различные методы прогноза и способы их осуществления. Для прогнозирования, технического состояния СП в основном применяются статистические методы, относящиеся к методам многофакторного анализа и моделирования. Эти методы могут быть разделены на две большие группы: аналитические методы, использующие детерминированный подход к решению задач прогнозирования, и стохастические методы, учитывающие случайный характер изменения контролируемых параметров под воздействием различных факторов. Для количественной оценки качества прогнозирования используются такие показатели, как точность, достоверность, эффективность и стоимость прогноза.
Дистанционный контроль оборудования линейного тракта СП осуществляется с помощью системы телеуправления (ТУ) и телеконтроля (ТК), которая обеспечивает:
дистанционный контроль в каждом НУП или НРП за состоянием усилительных или регенерационных устройств, устройств ДП, а также контейнеров и цистерн, в которых устанавливается оборудование необслуживаемых станций;
дистанционное управление переключением рабочих трактов на резерв, коммутацию каналов контроля, подключение контрольных генераторов и др.;
передачу сигналов ТУ (команд) на НУП или НРП и ТК (извещений) на ОУП или ОРП с последующей их обработкой.
К системе ТУ-ТК предъявляются следующие основные требования:
высокая надежность работы при изменении условий эксплуатации в заданных пределах (повышение уровня помех или коэффициента ошибок, изменение температуры, колебания питающих напряжений);
достаточное быстродействие;
отсутствие влияния на информационные сигналы, передаваемые по каналам и трактам СП;
наличие ответной сигнализации (квитирующего сигнала) при выполнении команд (сигналов ТУ);
малая вероятность пропадания сигналов извещения (сигналов ТК) о состоянии НУП или НРП;
малое потребление электроэнергии от устройств ДП и др.
По принципу построения и модуляции сигналов различают системы ТУ-ТК:
частотные, в которых используется принцип ЧРК;
частотно-кодовые, в которых сигналы управления и контроля передаются с помощью комбинаций токов различных частот; импульсно-временные, реализующие распределительный метод выбора объектов контроля;
импульсно-кодовые, в которых применяется принцип ВРК-ИКМ;
системы, работающие по комбинациям сигнальных жил, и др.
В состав систем ТУ-ТК входят разнообразные датчики, генераторы, фильтры, распределители, исполнительные устройства, индикаторы и другие устройства, а для передачи сигналов ТУ-ТК могут использоваться специально выделенные цепи, фантомные цепи или рабочие пары кабеля (передача информационных сигналов и сигналов системы ТУ-ТК осуществляется по одним и тем же цепям с использованием принципов ЧРК или ВРК).
Автоматизация процессов контроля, в том числе и дистанционного, обеспечивает снижение интенсивности отказов системы, уменьшение среднего времени восстановления работоспособности системы и улучшение качества передачи сигналов по каналам и трактам, а в результате - повышение технико-экономических показателей СП в целом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.