Проектирование линий передачи, страница 15

где н — средняя Наработка на отказ; TOсреднее время технического обслужи­вания; pсреднее время ремонта (восстановления).

При определении КТИ время простоя по организационным причинам не учи­тывается. Очевидно, что следует стремиться к повышению значения КТИ (КТИ  <1 ).

Для оценки долговечности и сохраняемости СП и их элементов применяют следующие показатели: средний, назначенный и гамма-процентный ресурсы, сроки службы и сроки сохраняемости. При этом ресурсом называется наработка системы (или элемента) от начала ее эксплуатации до достижения предельного состояния или капитального (среднего) ремонта либо от начала эксплуатации после ремонта до следующего ремонта или достижения предельного состояния, т. е. состояния, при котором имеет место неустранимый выход ее параметров за допустимые пределы (признаки предельного состояния обычно устанавливаются разработчиками системы). Сроком службы называется календарная продолжитель-

ность эксплуатации объекта от ее начала или возобновления после капитального или среднего ремонта до наступления предельного состояния.

Средний ресурс Rопределяется как математическое ожидание ресурса и при статистической оценке

рассчитывается по формуле



где ri - ресурс i-то объекта.

Назначенный ресурс — это суммарная наработка объекта, при достижении кото­рой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния. Этот по-казатель может использоваться при планировании сроков замены системы или ее элементов, что особенно важно для объектов, отказ которых может привести к дли­тельной потере связи. Очевидно, что вероятность безотказной работы объекта в те­чение времени, равного назначенному ресурсу, должна быть близка к единице.

Гамма-процентный ресурс R - наработка, в течение которой объект не достиг­нет предельного состояния с заданной вероятностью у, выражаемой в процентах. Величина у находится из уравнения

где W(R) — плотность распределения величины ресурса. Этот показатель исполь­зуют для оценки вероятности наступления предельного состояния в течение за­данной наработки на отказ в процессе эксплуатации.

Показатели сохраняемости, как правило, применяются для оценки состояния запасных элементов и узлов, которые могут храниться долгое время.

Комплексная характеристика, показывающая степень приспособленности оборудования системы к проведению мероприятий по контролю технического со­стояния и проведению технического обслуживания и ремонта, называется эксплу­атационной технологичностью и характеризуется такими показателями, как ре­монтопригодность, контролируемость, доступность и т. п.

Среди показателей экономичности эксплуатации можно отметить среднюю и максимальную стоимость эксплуатации, стоимости отдельных мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту и др.

Знание эксплуатационных показателей СП позволяет контролировать качест­во и эффективность технической эксплуатации, осуществлять сравнительную оценку работы различной аппаратуры, оптимальное планирование эксплуатаци­онных мероприятий и устанавливать обоснованные нормы на проведение различ­ных операций технического обслуживания и ремонта. В процессе технического обслуживания СП основными видами проводимых операций и работ являются: технические осмотры; контрольно-проверочные работы; регулировочные и на­строечные работы; профилактические работы; ремонтные работы и др.

На разных этапах развития техники связи использовались различные методы технического обслуживания: восстановительный, профилактический и контроль­но-корректировочный.

Восстановительный метод обслуживания основан на принципе немедленного приступления к устранению возникшего отказа и в настоящее время в чистом виде практически не используется, так как обладает рядом существенных недо­статков (большие трудозатраты технического персонала при организации кругло­суточного дежурства на станциях, большая продолжительность времени устране­ния отказов в линейном тракте и др.).

Профилактический метод обслуживания является более прогрессивным и ос­нован на проведении комплекса мероприятий, направленных на предупреждение отказов и продление времени безотказной работы СП. Одной из главных задач профилактического обслуживания является анализ причин, приводящих к появ­лению отказов. На основе использования элементов прогнозирования возможно предотвращение постепенных отказов. Хотя число таких отказов примерно в 2 раза меньшее числа внезапных отказов, суммарная длительность простоев каналов при постепенных отказах составляет около 40% общего времени простоя. Опыт применения профилактического метода обслуживания показал, что на проведение работ по техническому обслуживанию затрачивается до 3% времени работы СП, требуются относительно большие затраты ручного труда и не обеспечиваются необходимые темпы роста производительности труда технического персонала.

Более прогрессивным с экономических позиций и с точки зрения повышения производительности труда является контрольно-корректировочный метод обслуживания. Внедрение этого метода требует применения автоматических и автоматизированных контрольно-измерительных средств, которые способны дать техническому персоналу оперативную информацию о состоянии СП и ее основных узлов с локализацией места и причин возникновения отказов и повреждений. При этом предполагаются организация систематического контроля качественного состояния системы и ее элементов с помощью автоматизированных средств и вмешательство технического персонала в работу системы только в крайних случаях. Для обработки и анализа сигналов контроля широко используются средства вычислительной техники, в первую очередь микропроцессоры, мини-микроЭВМ.

При составлении планов и расчете объема работ при организации технического обслуживания целесообразно пользоваться методами сетевого планирования, которые позволяют наглядно представить взаимосвязь между выполняемыми операциями, четко установить объем и последовательность выполнения каждой операции, определить наиболее напряженные периоды работ и принять решения о перераспределении сил и средств; осуществить оперативный контроль за ходом выполнения плана.