Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность, страница 7

Паколенческал собственность

В некотором смысле дети также являются собственностью. Родители имеют на них определенные права, которые они защищают таким же способом, каким охраняют другие виды собственности. Однако все типы обществ строго следят за тем, чтобы дети не были сексуальной собственностью: запрет на инцест фактически универсален. Сексуальные отношения между родителями и детьми, между братьями и сестрами или другими родственниками вызывают... отвращение. Запрет на инцест следует рассматривать как часть системы поколенческой собственности: это одно из принципиальных негативных правил, указывающее, что люди не могут делать со своей поколенческой собственностью. (Существуют аналогичные негативные правила в отношении физической собственности, например, на разделение земли на участки, перестройку зданий или изменение способа землепользования.)


Тем не менее запрет на инцест не возникает сам собой. Если бы отвращение было естественным или инстинктивным, никто бы ни-когда не совершал инцест, тогда как фактически этот запрет нару-шается достаточно часто. Скорее, он навязывается прежде всего  извне, обществом, которое считает инцест аморальным и преследу-ет его как незаконный. Почему общество так поступает, в значи-тельной степени связано с общей системой сексуального торга, ; характерной для данной культуры. Предполагается, что дети из од-них семей станут в будущем возможными сексуальными партнера-ми других, а не окажутся монополизированы внутри своей семьи. Доказательством может быть то, что различные общества расхо- дятся во мнении, что следует считать инцестом; и эти отличия свя- заны с преобладающим типом брака.

В некоторых культурах... браки между двоюродными братьями  и сестрами всего несколько поколений назад были запрещены как  кровосмесительные: ожидалось, что люди будут искать партнеров в дальнейшем окружении. Иначе обстоит дело во многих племенных ■ обществах, где поощряются прежде всего браки между кузенами.   В этих обществах существовала система регулярных союзов между  семьями, которую поддерживали постоянные, из поколения в поколение, взаимные браки между двоюродными братьями и сестра- ми... Подобные примеры доказывают, что причина запрета на инцест не в беспокойстве о возможных генетических дефектах потомства в результате кровосмешения;  общества,  практикующие I регулярные браки между родственниками, очевидно, имеют другую ; точку зрения. Более того, эти же общества имеют инцестуальные правила, которые в некоторых отношениях гораздо более жесткие, чем наши: они запрещают многим категориям людей вступать в  брак из-за «правильного» происхождения, хотя, с нашей точки зрения, они вообще не являются биологическими родственниками. Основания для запрета на инцест не в биологии. Они представ-ляют собой часть более широкой системы обмена сексуальной соб- ственности. В нашем обществе объединения семей, кланы, уже не  имеют важного значения и запрет на инцест сократился до требо- вания к детям покидать родительскую семью и искать сексуальных партнеров на брачном рынке.

 Запрет на инцест — это негативное правило поколенческой сис-темы собственности, определяющее, что родители не могут делать  со своими детьми и одновременно что дети не имеют права делать друг с другом. Положительные правила поколенческой собственио- сти гласят, что родители обладают определенной властью над сво-


ими детьми: держать их у себя дома, отправлять в школу и т.д. Они во многих отношениях управляют поведением своих детей: определяют, как им следует одеваться, какое религиозное воспитание получать (если таковое принято), с кем они могут общаться и многое другое. Сегодня жесткий контроль используется редко...

Тенденция последнего времени состоит в ослаблении роди тельского контроля над детьми вследствие потери власти над основным аспектом поколенческой собственности — правом определять, с кем их дети должны вступить в брак. <...> В те времена, когда родители определяли, с кем их детям вступать в брак, их власть фактически распространялась и на следующие поколения, предопределяя родословную возможного потомства. Когда же происхождение и родословная перестали иметь значение, роди тельская власть ограничивается ранними детскими годами ребен ка в рамках семьи.