Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность, страница 6

Последовательность актов физической близости представляет собой скорее ритуал, при помощи которого мужчина и женщина показывают, насколько они привязаны друг к другу. В целом они торгуются о заключении связи посредством различных последовательных шагов, которые символизируют их временный характер и возможность прекращения отношений. Ко времени, когда переговоры переходят к полному сексуальному контакту, пара обычно берет на себя обязательства по отношению друг к другу, которые подразумевают сексуальную исключительность; все это сопровождает-


ся чувством любви.  Таким  способом  заключается большинство современных браков.

<...> Чувство любви возникает в процессе переговоров об исключительном и относительно постоянном сексуальном контракте между свободными индивидами. Это естественная часть драмы, через которую проходит каждый, пытаясь устроить свою собственную судьбу в мире, где все остальные заняты тем же. Ритуализовап-ная организация напряженного частного мира новой пары возникает во время взлетов и падений игры свиданий и ухаживаний. Поэтому не удивительно, что чувство является наиболее сильным

\    сразу после возникновения связи и на протяжении периода, когда

|   она утверждается как истинная и сильная.

В это время поведение пары наиболее соответствует ритуальной модели... Налицо все компоненты ритуала. Партнеры постоянно находятся друг с другом, стремясь исключить или игнорировать всех остальных. Их любовный разговор, поцелуи, держание друг друга за руки и другие моменты любовной игры представляют собой организованные повторяющиеся формы ритуального поведения. Чувства, которые они привносят в свои встречи, усиливаются тем, что они разделяются обоими партнерами, подобно тому как

I любой успешный ритуал усиливает общее переживание группы. ...Влюбленные выполняют ритуал, который формирует очень маленькую сплоченную группу, состоящую из двух человек. В этой группе очень сильна связь между ее членами и очень сильны внешние границы, отделяющие ее от окружающих.

...Любовный ритуал создает свои собственные символы, которые репрезентируют эту сильную связь. <...> Мир влюбленных

I больше напоминает примитивный культ, чем любую из существующих религий, например христианство, и доступ посторонним в этот маленький частный культ запрещен. Некоторые идеи культа также становятся священными, особенно идея обладания друг другом. Не случайно влюбленные считают друг друга совершенно замечательными, так как именно этот вид идеализации создается успешным ритуалом. Уникальность культа влюбленных состоит в • том, что идеал персонифицируется в них самих.

Отношения сексуальной собственности создаются при помощи ритуала и в силу этого окружены ритуальной защитой. Каждый сексуальный контакт символизирует любовную связь в целом, а любые похождения за пределы этих отношений вызывают крайне негативную реакцию со стороны партнера. С практической точки зрения это неразумно. Если муж или жена однажды вступа-


ют в сексуальный контакт с кем-то посторонним, то фактически это может не нарушить права партнера на сексуальный доступ, Тот факт, что всего лишь один случай неверности партнера может стать причиной сильной ревности, свидетельствует, что отношения сексуальной собственности носят не просто практический характер, а поддерживаются посредством ритуала. Любой эротический акт, даже такой незначительный, как поцелуй или взгляд, символически нагружены. Область сексуальной собственности подобна другим действительно фундаментальным социаль-ным связям: она рационально не исчисляется в терминах общего колебания цен и прибыли, но наполнена символизмом и ритуально стимулируемыми эмоциями.

Сексуальная собственность и ее неотъемлемая часть — чувства любви и ревности — не являются единственным видом отношений собственности в браке. Более того, их интенсивность не остается на той же высоте, на которой она была при первоначальном установлении связи. Через некоторое время возбуждение проходит вместе с бесцокойством и противоположным ему наслаждением. Когда пара долго живет вместе, интенсивность привязанности снижается так же, как и частота половых контактов. Партнеры проводят меньше времени вместе и больше — с другими людьми, поэтому условия для сильной ритуальной связи между ними ослабляются. Но даже когда интенсивность сексуальной любви спадает, ее место часто занимают другие связи...