Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность, страница 14

Викторианская революция оказалась успешной: мужчины стали более зависимыми от своих жен в области сексуального и эмоционального удовлетворения. Жить согласно идеалу любви и пуританской сдержанности можно было, конечно, только до определенной степени, но этого оказалось достаточно для существенного повышения статуса женщин. Викторианская революция была первым серьезным этапом в освобождении женщин.

С другой стороны, викторианская революция вела в тупик, однозначно связывая карьеру женщины с удачным замужеством. Сама идеализация женщины как чистого существа, которое мужчина полюбит, возьмет в жены и будет чтить как мать своих детей и хранительницу домашнего очага, способствовала сохранению четкого барьера между мужским и женским. Мужчинам принадлежал внешний мир труда, женщины имели в своем распоряжении брачный рынок и семью. Чем больше идеализировались женщина и ее роль в семье, тем тяжелее ей было выйти за эти пределы и самой добиться получения каких-либо экономических ресурсов.

В XX в. произошла еще одна революция в положении женщин. Она началась с их постепенного проникновения в сферу «белых воротничков» и набрала силу в последнее время, когда женщины стали пробиваться в сферы более высоко оплачиваемых профессий и управленческого персонала. Эта вторая революция одновременно была революцией в структуре семьи. Два вида изменений — в сфере занятости и в семье — произошли одновременно, и каждая из перемен подпитывала друг друга постепенно, все дальше и дальше уводя от викторианской формы домохозяйства и сексуальной собственности.

Сущность происходящих перемен в том, что с получением возможности работать женщины все меньше экономически зависят от мужей и все меньше нуждаются в семье для получения средств к существованию. Рост процента разводов, тенденция более позднего вступления в брак и уменьшение числа детей — все это связано с ростом экономической независимости женщин.

Эти же причины повлияли на способ вступления в сексуальные отношения. С уменьшением необходимости привязывать секс к                


браку добрачные отношения стали гораздо более социально приемлемыми. Значение единой пожизненной связи, при которой женщина навсегда прикрепляла себя к одному мужчине и его доходу, уменьшилось, уступив место ряду сексуальных партнеров в официальных и неофициальных браках (включая сожительство). По этой же причине женщины стали менее пуритански относиться к используемому ими языку, так как исчезла необходимость в одухотворении секса и окружении его языковыми табу. Это наиболее верно в отношении женщин, достигших профессиональных успехов. Они относятся к сексуальным сделкам и самому брачному рынку без чувства фатальности и окончательности однажды сделанного выбора. Их жизнь больше не определяется им навсегда.

П. БЕРГЕР, Т. ЛУКМАН

ОСНОВЫ ЗНАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ'

Так как целью данного исследования является социологический анализ реальности повседневной жизни, точнее знания, определяющего поведение в повседневной жизни, то нас не слишком интересует, каким образом эта реальность представляется интеллектуалам в различных теоретических перспективах. Прежде всего мы должны обратиться к повседневной реальности в ее осмыслении рядовыми членами общества. Следовательно, наше предприятие, хотя и носит теоретический характер, связано с пониманием реальности, представляющей собой предмет эмпирической социологии, а именно: мира повседневной жизни.

Наша цель, конечно же, состоит не в углублении в философию. Однако чтобы попять реальность повседневной жизни, следует прояснить ее подлинный характер, прежде чем переходить собственно к социологическому анализу. Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира. В рамках эмпирической социологической науки можно принять эту реальность как данность, а определенные ее феномены — как факты без дальнейшего исследования оснований этой реальности, которое представляет собой философскую задачу. Однако... мы не можем совсем обойти философскую проблему. Рядовые члены общества в их субъективно осмысленном поведении не только считают

1   Печатается по: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. С. 37-39.