Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность

Страницы работы

Содержание работы

ступ к возможностям. А ситуация завышенных устремлений и ограниченных реальных возможностей, как мы помним, влечет за собой отклоняющееся поведение. <...>

ВВЕДЕНИЕ В НЕОЧЕВИДНУЮ СОЦИОЛОГИЮ1

ЛЮБОВЬ И СОБСТВЕННОСТЬ

Долгое время отношения между полами в семье рассматривались как сами собой разумеющиеся. Считалось очевидным, что мужчины и женщины имеют определенные естественные функции: место мужчины — на работе и в общественной сфере, а женщины — дома, на кухне и в заботах о детях. С этой точки зрения семья представляет собой естественное разделение труда между полами: мужчина — кормилец и защитник, женщина — хранительница домашнего очага и воспроизводительница потомства.

В XX в. все больше женщин покидают дом и идут работать, но долгое время считалось естественным, что на работе женщины занимают подчиненное мужчинам положение: они работают секретарями, нянями, официантками или стюардессами, обслуживая мужчину-начальника или мужчину-клиента. В начале XX в. женщина могла быть школьным учителем в младших классах, но не профес-сором университета, за исключением сугубо женских учебных заведений. Даже в общественной сфере от женщин ожидалось, что они будут играть ту же роль, что и дома, заботясь о мужчинах и детях.

Сегодня эта традиционная точка зрения подвергается резкой критике. Женщины решительно выступают против явной дискриминации в сфере занятости. В то же время совершенно ясно, что феминистскому движению придется пройти еще очень долгий путь для достижения своей цели равенства полов. Некоторые женщины уже пытаются реализовать это равенство в высших профессиональных и политических сферах, но подавляющее большинство все еще находится в ловушке типичных для их пола профессий, таких, как работа секретаря или сиделки, которые не только относительно низкооплачиваемы, но и не позволяют продвигаться вверх в сферы мужского доминирования своих начальников. Семья также остается

1 Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность / Пер. с англ. выполнен по: Randal Collins, SociologicalInsifht: An Introduction Non-Obvious Sociology. Ch. 5: Love and property. N.Y.: Oxford University Press, 1982. Р. 119—148 // Антология тендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 114—140.


в значительной степени традиционной, так как женщины несут ответственность за дом и детей, даже если они при этом работают.

Чего мы можем ожидать в будущем? Традиционная точка зрения мало помогает в поисках ответа. С одной стороны, если бы старое разделение труда между полами было абсолютно естественным, то изменения были бы невозможны. Тот факт, что некоторые перемены в этой сфере все-таки произошли, необъясним с традиционной точки зрения. Иногда как реакция на женское освобождение возникает противодействующее ему движение, которое пытается вернуть женщин в границы семьи и восстановить старое положение вещей. Если бы традиционная семья была так естественна, то не было бы необходимости заставлять людей возвращаться в нее.

С другой стороны... сама семья изменяется: снизилась рождаемость, поэтому в семьях стало меньше детей, а количество разводов достигло очень высокого уровня. Каким образом это вписывается в общую картину? Является ли это знаком социальной дезорганизации и приближающегося заката, как представили бы это традиционалисты? Или это как-то связано с движением за освобождение женщин?

В этом смысле, при избирательном подходе к проблеме, необходимо внести важное нетрадиционное дополнение в социологическую теорию. Большая часть прежней социологии только приукрашивает старую точку зрения, рассматривая семью и традиционные роли полов как функционально необходимые структуры современного общества. Но существует другой, гораздо более сложный взгляд на вещи. Одно из течений социологической традиции, представленной концепцией Фридриха Энгельса в конце XIX в., помогло нам понять, что семья и отношения между полами существуют как часть системы социальной стратификации. Теория тендерной стратификации находится сегодня в процессе разработки, возникает немало споров по поводу того, как она работает. Тем не менее можно предложить некоторые нетрадиционные положения.

Основная идея, которую я выдвигаю в этой статье, заключается в том, что отношения в семье — это отношения собственности. Эта собственность включает в себя следующие виды:

1)  право собственности на человеческое тело, которое мы можем назвать сексуальной собственностью]

2)  право собственности на детей, назовем этот вид поколенческой

собственностью;

3) право собственности на имущество, которым владеет семья, —

хозяйственная собственность...


Из этих трех видов собственности складывается семья, а способ, которым они соприкасаются с миром труда, на мой взгляд, решающий фактор в дискриминации по тендерному признаку в сфере занятости. <...> Виды собственности — это продукты определенных социальных условий, и они меняются вместе с изменениями этих условий. <...>

Похожие материалы

Информация о работе