Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность, страница 4

Есть несколько способов показать, что любовные чувства связаны с системой сексуальной собственности. Для начала посмотрим на язык любви. Помимо фразы: «Я люблю тебя» наиболее употребительными выражениями любви являются: «Ты будешь моей?», «Возьми меня», «Я твой(я) навеки». Шлягеры полны подобных фраз, употребляемых людьми в разговорах о любви как друг с дру-гом, так и с другими людьми. Это язык собственности. «Мой», «моя», «его», «ее», «твой(я)» — это самые распространенные слова в любовном разговоре, возмоясно, даже более часто используемые, чем само слово «любовь».

Весь этот лексикон обладания одновременно подразумевает как любовь, так и секс. Влюбленный обладает телом другого и в то же время любовью своего партнера, и одно является обычно символом другого. Мужчина, который признается в любви женщине, но не имеет с ней никаких сексуальных отношений... в браке или вне брака, заставляет сомневаться в своей любви. Конечно, подобное замечание верно и относительно женского поведения (возмоясно, даже более, чем мужского).

Можно взглянуть на проблему и с противоположной стороны. Причиной ревности у влюбленных может быть как сексуальное поведение, так и эмоциональная близость. Женщина, которая признается в любви одному мужчине, а спит с кем-то другим, скорее всего вызовет в нем ревность и в конце концов заставит усомниться в своей искренности. Точно так же она может заставить его ревновать, имея с ним сексуальные отношения, но заявляя, что любит


другого. Предполагается, что любовь и секс гармонично сочетаются и что по-настоящему сильные любовные связи естественным образом приводят к сексуальным отношениям. Многие люди (мужчины в большей степени, чем женщины) открыто говорят, что секс может доставлять удовольствие и без любви, но, даже если отсутствует форма типа «Я твой (я) навеки», предполагается, что он все же основывается на определенной эмоциональной привязанности, хотя бы кратковременной.

Ясную картину социальной основы чувств может дать сравнительное исследование проблемы ревности. Направленность ревности зависит от того, каким образом организована сексуальная собственность. В нашем обществе, где основной формой сексуального обмена являются пары мужчина — женщина, которые имеют сексуальные контакты исключительно друг с другом, каждый партнер ревнует ко всем, кто несет в себе угрозу овладения чувствами или телом его партнера. Однако в обществах, где преобладает полиандрия (многомужие), ситуация совершенно иная. Данный тип брака существует, например, у некоторых горных племен Индии и Тибета, где женщина может иметь нескольких мужей. Обычно это братья, которые не ревнуют друг к другу, деля между собой тело и внимание женщины. Правда, это не означает, что эти люди настолько широки во взглядах, что не способны к ревности. Напротив, они ревнуют к посторонним, не являющимся частью этого полиандри-ческого брака. Подобным образом мужчины-эскимосы часто делятся своими женами с путешественниками, останавливающимися у них во время длительных охотничьих экспедиций. В то же время в эскимосском обществе высок уровень схваток и убийств из-за обладания женщиной. Существует громадное различие между тем, когда гостю предлагают «отведать» женщину (ожидая получить позже что-нибудь взамен), и тем, когда он пробует «угоститься» сам. Короче говоря, собственность не утрачивается, когда ее дарят. Фактически дарение  (в данном случае предоставление женского тела взаймы) вновь подтверждает смысл отношений собственности, потому что оно дает понять каждому участнику сделки, что дарящий делает нечто со своей собственностью и ожидает, что она будет принята соответственным образом.

В современном мире полиандрия, или предоставление жен взаймы, распространены гораздо меньше, чем брак, где,у мужчины несколько жен. Такие системы полигинии (многоженства) встречаются у африканских племен, и здесь мы снова обнаруживаем, что чувство ревности направлено совершенно иначе, чем в нашем об-