Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность, страница 12

ключении контракта. Для системы племенного родства, где люди должны были вступать в брак со своими двоюродными братьями или сестрами, это положение еще более верное. Все это не значит, что в традиционных обществах не было любви, однако она не рассматривалась как нечто важное. Любовь могла стать основой сюжета для милого рассказа о пастухе и нимфе, но она не имела отношения к реалиям  брака. Даже средневековые трубадуры в своих любовных историях о  рыцарях и их прекрасных дамах отделяли такие отношения от брач- ных: рыцарь всегда был предан даме, бывшей замужем за кем-то другим. По.этой причине, во всяком случае в литературных произведениях, любовь не имела никакого отношения к сексу и представляла собой чисто одностороннюю преданность рыцаря.

Действительность той эпохи состояла в том, что индивиды  были лишь пешками в брачных играх семей. Их чувства принима-  лись во внимание в последнюю очередь, и поэтому отношения любви в современном смысле были весьма редкими... В тех обществах,  где жизнедеятельность не выходила за пределы тесно сплоченной  семейной группы, моральные чувства были полностью привязаны к самоидентификации каждого как ее члена. Культ индивидуального (личного) характерен для гораздо более поздней социальной структуры, где каждый индивид имеет свою собственную сеть социальных взаимодействий. Именно в силу этой структурной причины  отдельные индивиды обладали очень немногими правами в рамках традиционного общества и представляли себя и всех остальных в основном как членов каких-либо групп. В подобных условиях связь  между одним индивидом и другим просто была вне правил.

Кардинальное изменение произошло тогда, когда система се- мейных союзов была разрушена появлением рынка индивидуального брака. Этот процесс можно назвать викторианской революцией, так как он лучше всего характеризуется теми отношениями любви и секса, которые преобладали в середине XIX в. (хотя в действительности эта революция уходит своими корнями в предыдущее I " столетие). ...это была революция любви, означавшая, что индивиды получили возможность заключать брак по любви вместо брака по принуждению семьи. Любовь, следовательно, была не просто разрешена: она стала более или менее ожидаемой. И действительно, любовные отношения стали возникать достаточно широко даже там, где они едва ли существовали ранее.

Вместе с тем отношение к сексу стало крайне пуританским. Традиционные общества, несмотря на сильную религиозность, не были особо щепетильны в этом вопросе. Для них брак, так как он


не предполагал любви, был прежде всего связан с сексом и другими видами собственности. В частности, мужчины особо не порицались, если искали сексуальное удовлетворение там, где им этого хотелось. Наложницы и любовницы были широко распространен-ным явлением, иногда они даже имели официальный статус в аристократических семьях. Внебрачные дети не считались позором. Конечно, быть внебрачным сыном короля было не так хорошо, как законным, поскольку незаконнорожденный не мог наследовать трон, однако он все же оставался весьма почитаемым и с гордо-стью носил свое незаконное родовое звание.

Викторианская революция смела или, по крайней мере, загнала в подполье эти нравы. Внебрачный ребенок вызывал скандал, а его мать становилась социальным изгоем; впервые была предпринята попытка запрета проституции; связи мужчин на стороне стали вызывать порицание (хотя они и не прекратились в результате этого полностью). Все сексуальные отношения должны были быть прикованы к браку. В свою очередь, брак стал предельно идеализирован, и сексуальный элемент даже не упоминался. Мужчина и женщина должны были вступать в брак ради чистой любви и взаимных чувств, исключающих любые грязные помыслы. Упоминание в связи с этим... прежде всего секса стало социальным табу. Привычные названия сексуального акта, гениталий и телесных функций в основном были заменены набором вежливых эвфемизмов.