Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность, страница 11

Возникновение сексуального рынка и революция любви

В семье сосуществуют все три рассмотренных выше типа собственности. Их трудно отделить друг от друга, например появление детей от сексуальных отношений, совместное проживание от ведения совместного хозяйства. Теоретически совместное хозяйство может быть создано без сексуальных отношений: два человека могут жить вместе (вне зависимости от их пола), заключив соглашение о совместных доходах, расходах и домашних обязанностях. Однако вряд ли такой контракт будет включать право наследования; кроме того, маловероятно, что один из этих людей — всегда женщина — будет делать всю работу по хозяйству, а другой — всегда мужчина — работать вне дома.

Подобные отношения возникают в результате объединения в браке различных видов собственности. Как уже было показано, его ядром является контракт по поводу сексуальной собственности, вокруг которого организуется все остальное. Почему это так? Почему возник данный конкретный тип отношений, в котором господствует мужчина, и какие силы могут привести их к более равноправному состоянию? Легче всего понять динамику проблемы через серию сравнений.


История знала множество различных семейных систем. Некоторые из них, особенно в племенных обществах, были весьма сложными и очень отличались от наших. Одни определялись по женской линии (матрилинеальные), другие — по мужской (патри-линеальные), устанавливая продолжение рода и наследование соответственно через матерей или отцов. Они также различались в зависимости от того, с кем жила семейная пара: с родом матери (матрилокальные) или родом отца (патрилокальные). Существовало также немало других комбинаций и вариантов. Нашу современную систему брака в этих терминах можно назвать неолокальной, так как семейная пара создает собственное новое хозяйство, и би-линеальной — в том смысле, что наследование происходит через обоих семейных партнеров, хотя обычно семейная фамилия наследуется патрилинеально.

...В течение истории семейных систем различные племенные типы уступали место патрилинеальным/патрилокальным хозяйствам античной и средневековой цивилизаций... Основное изменение, интересующее нас, произошло сравнительно недавно, в течение последних веков. Это переход от системы брака, в которой семья определяла выбор брачных партнеров, к современной, когда индивиды сами заключают связи со своими будущими супругами. Ранее брачный союз заключался в интересах семьи, и ее глава совершал сделку, в которой сексуальная собственность обменивалась с целью увеличения экономического достояния или усиления политических позиций. Когда экономика и государство стали состоять из более крупных бюрократических единиц, которые менее нуждались в семье, эта система распалась. Предоставленные сами себе индивиды должны были заключать связи на открытом брачном рынке. С этого момента каждый сам искал партнера, используя любые имевшиеся в распоряжении ресурсы: собственное благосостояние, перспективную карьеру, образованность, связи, привлекательный внешний вид, индивидуальность или что-нибудь еще. Цикл ухаживаний продолжался до тех пор, пока индивид находил другого, более или менее соответствующего тому, что он сам может предложить взамен того, что он может получить. После этого за-ключалось соглашение.

Эта внешне торговая модель открытого рынка сформировала наш современный идеал любви. Организованные браки прошлых эпох были явно гораздо более корыстными, чем сегодняшние. От супружеских пар не ожидалось, что партнеры будут испытывать личную привязанность друг к другу или даже иметь свое мнение при за-