Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность, страница 5

ществе. Жены обычно не ревнуют друг к другу, хотя они могут рев- , новать мужа к другим женщинам, не являющимся членами их семьи. Среди жен выделяется старшая жена, которая имеет опреде ленные права и власть над остальными. В подобной ситуации жен щина, собирающаяся вступить в брак, может быть более озабочена тем, насколько хорошо она уживется с остальными женами, чем тем, нравится ли ей будущий муж. ' I         Это антропологическое сравнение позволяет увидеть, что чувства, которые мы обычно связываем с сексуальными отношениями, различаются, но не являются произвольными. Любовь; ревность и их направленность — все это зависит от отношений сексуальной соб ственности. В нашем обществе романтизм и эмоциональная привя занность пропитывают сексуальные отношения, и любовь является их важной частью. Я не хочу сказать, что люди влюбляются потому, что должны это делать. Конечно, наша повседневная культура под талкивает людей к ожиданию этого, но широко распространенные  любовные отношения ни в коем случае не внушены через средства массовой информации. Скорее, любовь естественным образом воз никает в процессе переговоров, которые люди должны провести, чтобы найти сексуального партнера в ситуации свободного индиви дуального торга. 1         Сегодня почти все сами ищут себе партнеров, что влечет большую степень неопределенности. Встречаясь с различными людьми и пытаясь выяснить, нравятся ли они вам, вы можете получить немало отрицательных эмоций. Выбирая только очень красивых или сексуальных женщин, мужчина может обнаружить, что они им не интересуются. Но почему, собственно, они должны им интересоваться? Они заняты, реагируя на различные виды внимания, и до тех пор, пока данный конкретный мужчина не сможет предложить им что-нибудь особое, причин замечать его у них нет. Женщина, в \      свою очередь, проходит через такие же ситуации, или установив планку запросов слишком высоко, или будучи о себе слишком высокого мнения, или в ситуации встреч лишь с немногими желанными мужчинами и т.д. Короче говоря, сексуальный рынок может стать зачастую суровым испытанием. <...>

Все это приводит к тому, что процесс сексуального торга изначально вызывает большое количество эмоций. Он порождает чувства тревоги, надежды, страха, а также счастья и возбуждения. Человек, найдя того, кто ему нравится, обычно испытывают эмоциональный подъем и наслаждение, если после многих предыдущих |     контактов обнаруживает, что тоже нравится этому человеку. Сте-


пень привязанности партнеров даже в этих обстоятельствах может быть весьма различной. Каждый из них может все еще следить за рынком, выясняя, есть ли кто-нибудь, кто им нравится больше и кто также находит их привлекательными. Некоторое время ухаживания могут оставаться тревожными, пока пара не придет в конечном счете к признанию взаимной привязанности, оптимального соответствия друг другу среди тех, кого они знают. Но именно эта тревоясиость придает любви драматизм и вызывает эмоции. Партнеры, которые никогда не проходили через небольшие размолвки и возможность разрыва, скорее всего не будут испытывать друг к другу столь же сильные чувства, как те, кто все это пережил.

Я полагаю, что сам процесс «переговоров» ведет к возникновению сильных эмоций и эти чувства напряжения и возбуждения, превращаясь, наконец, в сильную привязанность друг к другу, приводят к любви. Более того, «язык», на котором договариваются о личной привязанности, в значительной степени невербален: это язык самой сексуальной близости. Ухаживание совершается не только в разговоре, но и посредством «языка тела», физической близости. Прикосновение, сплетение рук, поцелуй на прощание, объятия, поцелуи, половой акт — это типичная последовательность, которая иногда может быть растянута на длительное время. Причина, по которой пара обычно не переходит непосредственно к высшей точке сексуальной близости, состоит в том, что все эти контакты глубоко символичны. Они являются не просто удовольствиями, а иногда и вовсе не являются таковыми: сплетение рук, например, не доставляет особого физического удовлетворения, однако оно может быть глубоко эмоциональным. Можно предположить, что многие формы интимных сексуальных контактов, таких, как оралыю-генитальный, также в большой степени представляют эмоциональные отношения. Возможно, они символизируют полную близость и даже полное господство и подчинение, а не просто физическое удовольствие.