Оценка воздействия на окружающую среду и анализ возможных последствий реконструкции автомобильной дороги «Бахмутово-Мишуково-Ардатов» в Порецком районе Чувашской Республике, страница 6

Приближенные расчеты длительной устойчивости склонов высотой 10 и   15 м показывают, что на таких откосах оползни возникнут в том случае, если сдвиговая прочность уменьшиться до величин от 36 до 48 кПа. Они соответствуют откосам крутизной 14-16о.

                         3.4. Противооползневые мероприятия

Опасные процессы представлены оползнями скольжения и течения. Оползни близки к одноярусным оползням сдвига с головными блоками Вр и Сб и языками выпирания и надвигания. Отличаются от типичных оползней скольжения тем, что блоки в процессе смещения разбиваются на множество пластин, частей, отделенных сбросовыми поверхностями и уступами. Это происходит из-за недостаточной уплотненности грунтов, отсутствия в них структурных связей и пластического характера деформации в подошвенной зоне оползня.

Для определения расчетного параметра сдвига по подготовленным оползневым поверхностям в пределах действующих оползней выполнены расчёты устойчивости моделей, составленных на разрезах. Во всех трёх моделях, несмотря на различные объёмы движущихся масс, условия неустойчивости или предельной устойчивости достигаются при близких параметрах прочности: с =5…6 кПа, φ =6…7о. Вероятность деформации с глубоким захватом даже больше, чем с неглубоким.

Следует заметить, что при лабораторных значениях с =26 кПа и φ =16о устойчивость откосов очень высокая (Ку=3,4-4,05), что ещё раз указывает на осторожное отношение к лабораторным данным, если речь идёт об оценке устойчивости.

Расчет модели, изображающей смещение активного глубокого оползня №1, показал, что условия предельного равновесия достигается также при аналогичных параметрах прочности – с=5 кПа, φ =6о. При этих значениях выполнены расчеты устойчивости с учетом противооползневых мероприятий (ПОМ). Противооползневые мероприятия здесь заключаются в замене оползневых грунтов песком с С=0 кПа и φ =26о или другим качественным грунтом.

Рекомендуемые ПОМ представляют собой в данных реальных условиях наиболее оптимальный вариант укрепления откосов земляного полотна строящейся и одновременно эксплуатируемой дороги.

3.4.1. Противооползневые мероприятия на подходной насыпи

Принятый в проекте вариант предусматривает разборку новой насыпи и устройство ее заново. Сложность варианта заключается в определении устойчивости существовавшей происшедшими в результате «возведения» новой насыпи для «усиления» существующей. Так как стенки срыва происшедших оползней имеют субвертикальные откосы, а основание насыпи разрушено выдавливанием оползневым телом, поведение ранее возведенной насыпи станет непредсказуемым при уборке позже отсыпанной насыпи откосы могут нарушаться, могут возникнуть новые подвижки грунта и так далее, вплоть до полного разрушения насыпи.

Для предотвращения обрушения откосов при замене грунта возможно применить работу методом немедленной замены разбираемого грунта, такой метод позволит применить приемлемые способы уплотнения песка (например, укатка) во избежание непредсказуемых деформаций от динамических нагрузок.

3.4.2 Противооползневые мероприятия в районе дорожной выемки

С целью обоснования необходимых размеров выемок был проведен ряд расчетов глубиной устойчивости откосов выемки при разных глубинах и разных заложениях откосов ее. По результатам расчетов устойчивости на глубинный сдвиг приняты заложения откосов выемки (1:3), определена максимально –возможная (экономически) глубина выемки Результаты расчетов сведены в таблицу 3.2.1.

В целях предупреждения поверхностных оползней проектом предусмотрена укладка суглинка пермских пород на откосы для предупреждения процессов выветривания, промерзания, приводящих к разуплотнению грунтов и образованию в связи с этим оползней.

Таким образом, противооползневые мероприятия в выемке сводятся к уменьшению уклона откосов и защите их от выветривания.

3.5. Воздействие на почвы