Как было отмечено выше, под рыночной структурой в экономической науке понимается определенное сочетание следующих основных характеристик: число фирм в отрасли (характеризуемое как количественно, так и через вербальные характеристики), тип продукта (однородный или отличающийся у каждой фирмы-производителя или продавца, т. е. дифференцированный), стиль поведения фирм в отрасли в отношении назначения цены на свой предлагаемый товар (принятие рыночной цены, назначение конкурентной цены, назначение монопольной цены), степень конкурентной борьбы между фирмами-соперниками и, соответственно, стиль конкурентных взаимодействий (относительная независимость, взаимозависимость, сговоры или кооперация и контроль).
Каждая структура (в экономической литературе существуют специальные названия моделей рынков, имеющих соответствующие характеристики) создает определенные альтернативы для существующих и вступающих в эту отрасль фирм, которые могут, как ограничить их возможности, так и создать определенные положительные моменты. Например, в отрасли совершенной конкуренции вход новой фирмы не связан практически ни с какими трудностями, однако, фирма не имеет возможности назначать собственную цену за предлагаемый товар (услугу), а принимает сложившуюся рыночную цену, имея при этом только нормальную отраслевую прибыль. Трудные входы в отрасль олигополии (малое количество фирм с дифференцированным или однородным товаром при относительной взаимозависимости друг от друга) предполагают получение сверхнормальной прибыли при трудной судьбе с оригинальными стратегическими усилиями. Прежде чем предпринять первые шаги в привлекшей внимание отрасли, предприниматель должен попытаться оценить свои перспективы: возможности, опасности и риски. Даже не начиная деятельности по созданию фирмы, можно прогнозировать, например, возможности получения желаемой прибыли, если принята одна из предложенных выше мотиваций бизнеса.
Существуют многочисленные разработки в области исследования взаимосвязи между структурой рынка и прибыльностью фирм, работающих в ней. При рассмотрении многочисленных типов поведения фирм в реальных рыночных условиях с целью нахождения взаимозависимости между рыночной структурой и прибыльностью, многие исследователи микроэкономических проблем находят эмпирические факты того, что структурные ограничения определенного рынка, внутри которых работает фирма, оказывают влияние на пределы прибыльности фирм. Цель наших дальнейших рассуждений — показать некоторые виды таких связей, чтобы дать возможность начинающему предпринимателю оценить свои перспективы при выборе миссии фирмы и решении связанных с этим вопросов.
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА И ПРИБЫЛЬНОСТЬ.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
При исследовании вопроса связи рыночной структуры и прибыльности фирм фокусом рассуждений является поведение фирм в ограничениях, выставляемых экономической средой и определяемых следующими факторами:
– производственными издержками, связанными с применяемыми технологиями в отрасли;
– взаимоотношениями между продавцами продукта и потенциальными конкурентами при однородном и дифференцированном продукте;
– специфическими условиями рынка, как, например, реклама дифференцированного продукта, степень интегрированности рынка (распространение деятельности фирм), обладание торговыми марками;
– практикой ценового поведения фирм на рынке. Теория микроэкономики и практика бизнеса предлагают четыре основных группы моделей для классификации различных структур рынка с точки зрения влияния их основных характеристик на прибыльность фирм. С этой точки зрения группировка моделей приводится для упрощения анализа отрасли, к которой относится фирма.
Первые две группы моделей имеют отношение к внутренней конкуренции отрасли с гомогенным (однородным) продуктом и некоторой степенью взаимозависимости фирм:
– модели поведения фирмы, отличающиеся некоторой зависимостью от поведения друг друга (без сговоров);
– модели взаимодействия фирм по типу сговоров ввиду сильной зависимости[1].
Третья группа моделей касается внешней конкуренции, т. е. угрозы со стороны потенциальных конкурентов, к которым относятся фирмы из других отраслей, пытающиеся войти в рынок или имеющие потенциальное желание сделать это.
Четвертая группа моделей включает приведенные выше модели только на рынке дифференцированного продукта.
Эти четыре группы моделей используются как база для последующего анализа, поскольку предлагают четыре элемента рыночной структуры, которые являются основой для эмпирического анализа: внутренняя конкуренция на рынках с однородным продуктом и некоторой степенью взаимозависимости между фирмами без сговоров; то же при сговорах между фирмами о разделе продаж и прибылей; потенциальная конкуренция (потенциальные входы фирм в существующий рынок); продуктовая дифференциация.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.