Рыночная структура и прибыльность фирм. Измерение концентрации в отрасли, страница 7

Обычно при изучении влияния концентрации на прибыльность принимается во внимание концентрация «предложения», а покупательская концентрация игнорируется. Конкуренция покупателей, особенно при большом их числе, принимается как факт. Однако есть отрасли (особенно машиностроение), где существует большое количество промежуточных продуктов, продаваемых небольшому числу покупателей в других секторах экономики. Сговоры между ними маловероятны по сравнению с продавцами, однако, небольшое их число продуцирует возможность давления на пределы прибыли, особенно при заказной (контрактной) работе с покупателем. Преимущества от концентрации продавцов могут быть нивелированы воздействием покупательской концентрации. Если покупатели в дальнейшем сами являются продавцами, их негативное влияние и покупательские торговые способности уменьшаются.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Структура рынка как характеристика для оценки возможностей фирмы не является важной при возможности экспорта и импорта. Импорт при открытой форме экономических отношений является сильной угрозой для внутреннего рынка, особенно, если внешние производители имеют свой собственный насыщенный внутренний рынок. Обычные барьеры на вход в отрасль не имеют такого значения, как при отсутствии импорта и, соответственно, импорт уменьшает внутренние возможности. Экспорт, напротив, представлен (обычно) товарами, имеющими сравнительные преимущества в производстве, или возможен, если существуют определенные преимущества на мировом рынке ввиду успешной дифференциации. Однако возможна определенная конкуренция и среди экспортирующих фирм.

Кроме того, необходимо учесть, что импорт предусматривает вход новых фирм, которые также испытывают влияние внутренней структуры отрасли, а надежды на экспорт могут быть неоправданны ввиду необходимости проникновения в чужой рынок. Проблемы с протекционизмом и тарифными барьерами в данном контексте оставляем открытыми.

Итак, дополнительные факторы, влияющие на возможные прибыли, уменьшают значение структуры отрасли как основного детерминанта прибыльности. Однако, если учесть их сложные взаимосвязи и опосредованную связь с концентрацией, то следует расставить степень их важности для нашего анализа в пользу структуры отрасли.

УСЛОЖНЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СТРУКТУРЫ ОТРАСЛИ

Предыдущие рассуждения уже выявили некоторую сложность взаимозависимости между характеристиками рынка с точки зрения их влияния на прибыльность предпринимательства. В частности, концентрация может влиять на прибыльность не только прямо, согласно моделям независимого поведения фирм или сговорам, но также опосредованно, определяя конкретные дозы рекламы, расходов на R&D (и соответственно их масштабы), продуктовую дифференциацию. Эти формы неценовой конкуренция обычно более серьезны в концентрированных отраслях и целесообразным будет считаться избегать опасной ценовой конкуренции. Барьеры на вход с большой вероятностью ведут к усилению концентрации; однако и барьеры, и концентрация сильно связаны со структурой издержек, свойственной технологиям данной отрасли. Некоторые обстоятельства, сопровождающие высокую концентрацию (в основном это — интенсивность рекламной деятельности), могут рассматриваться как барьеры для фирм, желающих войти в отрасль. С другой стороны, прибыльность может быть ключевым детерминантом рекламной деятельности, R&D и (через инвестиции) масштаба производства и издержек. На схеме 3.9 представлена попытка обобщить сложные взаимосвязи между характеристиками рынка, сопровождающими факторами и влиянием их на прибыльность предпринимательства в данной отрасли (сравнить со схемой 3.8).

 


Схема 3.9. Связь характеристик структуры отрасли и прибыльности.