Рассмотрим основные идеи, которые используются в таком анализе и которые получены в результате многочисленных исследований результатов деятельности фирм в условиях различных моделей рынка.
1. Слабо концентрированные отрасли, характеризующиеся большим числом фирм и небольшими долями общеотраслевых продаж, приходящихся на каждую фирму, обычно обеспечивают невысокие уровни прибыли. В то время как в концентрированных отраслях, где все фирмы или небольшое число самых крупных фирм имеют относительно большие доли продаж, прибыль даже при относительной их независимости (т. е. в отсутствие явного или неявного сговора в отношении продаж и прибылей) больше.
2. Если работающие на рынке фирмы находятся в сильной зависимости относительно поведения друг друга (ценовое поведение, интеграция, особенно в рынки ресурсов, ограниченное число каналов распределения и т. д.), то предположение о возможности или наличии сговоров на данном рынке генерирует тот же результат: увеличение пределов возможной прибыли ввиду относительной концентрации. Основным детерминантом того, быть или не быть сговору, является число фирм в отрасли. В концентрированной отрасли с небольшим числом фирм взаимозависимость между фирмами, сказывающаяся на их поведении, вполне объяснима, и кооперация является более удобным типом поведения, при котором разногласия более просто разрешаются. Такие отрасли с большей вероятностью порождают различного типа сговоры и поэтому дают возможность получить большую, чем в других отраслях, прибыль. Эти прибыли выше, чем прибыли без сговоров, и, хотя их степень зависит от различных факторов, очевидно, что с возрастанием концентрации прибыльность по этой причине возрастает.
3. Потенциальные конкуренты (фирмы, оперирующие вне отрасли) могут представлять определенную опасность для существующих в отрасли фирм2. Степень «монопольной силы» не дает гарантии высоких прибылей, если она не может защитить их от посягательств со стороны новых конкурентов. С этой точки зрения концентрация не будет определяющим детерминантом в устранении высокой конкуренции, уничтожающей высокую прибыль (сверхприбыль). Ее одной недостаточно для установления высоких барьеров для входа в отрасль, а границы прибыли будут определяться наличием этих барьеров, связанных со следующими факторами: 1) структурой издержек фирм (главным образом, это объем издержек и природа нижнего предела издержек); 2) абсолютным преимуществом существующих фирм по издержкам (производство на эффективном масштабе производства); 3) патентами и лицензиями, принадлежащими существующим фирмам; 4) торговыми марками и т. д.
4. Дифференциация продукта оказывает непосредственное влияние на расширение границ возможных в отрасли прибылей. Например, наиболее эффективно на прибыли сказывается реклама продукта и торговые марки. Дифференциация также представляет собой определенную защиту прибыли от потенциальных конкурентов, желающих войти в отрасль, поскольку может рассматриваться как барьер для вступающих фирм.
Предыдущие рассуждения позволяют объединить вместе факторы, наиболее сильно характеризующие рыночные структуры по приведенным выше группировкам, а именно: 1) концентрация отрасли (при сговорах и без них); 2) размер предприятия (масштаб производства) и 3) дифференциация продукта. Рынок может обладать многими из возможных комбинаций этих характеристик, однако не всеми. Исключим из рассмотрения нереальные сочетания. Рынок не может одновременно обладать такими характеристиками, как низкая концентрация, высокий масштаб производства и высокая дифференциация. Когда все три характеристики имеют низкие оценки, рынок будет относиться к совершенной конкуренции с нормальной прибылью. Высокая дифференциация при низком масштабе и низкой концентрации характерна для монополистической конкуренции. Несмотря на дифференциацию, низкий масштаб и низкая концентрация означают, что существуют слабые барьеры, и новые входы снимают сверхприбыль. Высокий уровень масштаба производства и концентрации при слабой дифференциации предполагает олигополию со свойственными ей моделями, которая имеет возможность охранять отрасль от входов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.