Рыночная структура и прибыльность фирм. Измерение концентрации в отрасли, страница 8

Итак, существуют общие предположения о том, что: 1) определенный уровень концентрации в отрасли может генерировать такие возможности, как относительное повышение уровня цен и прибыли (как цель фирм или как сопровождающий эффект) по сравнению с более конкурентными отраслями; 2) существование барьеров на вход в отрасль, необходимых для защиты прибылей, является необходимым (фактором и, возможно, более важным для индикации ее наличия; 3) это также совпадает с мнением многих авторов, что концентрация ведет к осознанию фирмами олигополистической взаимозависимости (интердепенденции) во избежание ценовой конкуренции, желанию взаимодействий, даже при отсутствии формализованных сговоров, охране прибыльных возможностей, получаемых за счет барьеров на вход в отрасль. Таким образом, концентрация признается наиболее важным фактором в генерировании высоких прибылей. Эти общие выводы становятся более применимы, если они исследуются с учетом возможной оценки упомянутых выше характеристик, спецификации их взаимовлияния и разумной интерпретации в реальных условиях.

Отношения между внутренней структурой отрасли и прибыльностью с точки зрения теории входов (отраслевая экономика и организация) могут быть интерпретированы с помощью основных переменных, таких как интенсивность рекламной деятельности, продуктовая дифференциация, большой масштаб производства, стоимость капитала, R&D. Эти переменные зависят от специфики соответствующих минимальных издержек и могут создавать труднопреодолимые входы независимо от того, используются ли они со стратегическим умыслом или имеют место в виду внешней конкуренции. Если самые большие фирмы в отрасли, используя эти переменные, создают ощутимые трудности со стратегическим умыслом, предотвращая входы, то традиционное соотношение «концентрация — барьеры на вход — прибыльность» обязательно имеет место.

Серьезными трудными моментами в такого рода исследованиях продолжают оставаться оценки концентрации и прибыльности. Однако попытки преодолеть эти трудности с помощью получения достоверной информации, использования разных (а не одного) измерителей или способов оценки могут дать хороший результат для продолжительной успешной работы предприятия.

Спецификация также обеспечивает большой эффект в предварительных исследованиях и создает базис для обеспечения экономического анализа на продолжительный период времени для предотвращения кризисного состояния фирмы. Дополнительные важные переменные, такие как, например, темпы роста, диверсификация, географическое распространение, стратегическое группирование внутри отрасли, риск, концентрация покупателей, внешняя торговля и т.д.— уменьшают важность обычных, ранее приведенных переменных, несмотря на то, что это не уничтожает их полностью. Особенно следует учесть, что эти переменные могут частично быть определяемыми прибыльностью и могут влиять и быть под влиянием структуры рынка. Попытки работать в условиях неопределенности относительно полной спецификации переменных и их взаимоотношений, опираясь при генерировании результатов на небольшое их число, создадут проблемы вместе с усложнением анализа соперничающих экономических сил с использованием теоретических инструментов.

Структуры отрасли не всегда столь сильно влияют на прибыльность фирмы. Во всяком случае, можно сомневаться, что существует прямая цепочка причинной связи от структуры отрасли до принятой концепции фирмы (включая структуру, стратегические решения и поведение).

Во-первых, следует признать, что в ряде случаев структура отрасли действительно влияет на эффективность фирмы, но не до такой степени, чтобы признать это влияние единственно возможным. Во-вторых, отдельным отраслям свойственно специфическое поведение и оно изменяется от отрасли к отрасли так, что отдельные характеристики отрасли могут не иметь самостоятельного значения или могут быть преодолены, если имеют негативное влияние. В-третьих, необходимо учитывать ряд дополнительных характеристик, в особенности, таких как характеристики роста отрасли, рекламная интенсивность, покупательская концентрация и, возможно, международная торговля, ввиду их важной роли. В-четвертых, отдельные черты фирмы, в особенности ее эффективность и рыночная доля, вероятно, сами по себе являются важными детерминантами, как структуры отрасли, так и основной концепции фирмы.