Рыночная структура и прибыльность фирм. Измерение концентрации в отрасли, страница 6

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДИСПЕРСИЯ (РАСПРОСТРАНЕНИЕ)

При анализе продуктовой дифференциации в качестве важного фактора должна учитываться пространственная распространенность продукта (а значит и отрасли). При географической распространенности фирм и потребителей, низкой стоимости транспортирования, если средние издержки имеют тенденцию к уменьшению и имеют место локальные низкие границы издержек, конкуренция не имеет сильного влияния на уменьшение сверхприбыли. Однако следует также учитывать, что при появлении возможности войти в суботрасли внутри более обширного образования, каким является отрасль, специализировавшаяся по данному продукту (при занятии позиции специализации для получения конкурентного преимущества), сверхприбыль может быть, как уничтожена при первичных потерях, так и появиться при удачном выборе позиции фирмы.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

В пределах одной отрасли при производстве (продаже) одинакового продукта фирмы идут своими собственными путями: в зависимости от истории возникновения и развития своей деятельности, управленческой философии, специфичных для каждой фирмы возможностей в получении и использовании средств и т.д. Они могут различаться степенью специализации, широтой предлагаемого ассортимента, вертикальной интеграцией в производственном процессе (как вперед, так и назад по производственной цепочке), каналами и методами продаж и т.д. Другими словами, они отличаются своими стратегическими достижениями в конкуренции, и фирмы, которые имеют сравнительно одинаковые стратегии, могут быть сгруппированы в стратегические группы. Известно, что в концентрированных отраслях при наличии стратегических группировок прибыльность обязательно возрастает вместе с концентрацией стратегических групп. Отсюда следует, что в добавление к фактору концентрации следует рассматривать также степень одинаковости (гомогенности) стратегических групп (или гомогенности отрасли со стратегической точки зрения) как необходимое условие для скоординированности действий и сговоров. Вспомним, что это ведет к увеличению потенциальных прибылей. Анализ стратегических групп полезен с точки зрения моделирования конкурентной стратегии, а в нашем случае, при анализе адекватности миссии фирмы в данной отрасли, он может также сыграть положительную роль при анализе альтернатив прибыльной деятельности. Группировки, связанные с такими экономическими возможностями как аккумуляция капитала, соображения о совместных исследованиях, эксплуатация внешнего рынка (экспорт) и т. д., не связаны с понятием стратегических группировок, однако также должны приниматься во внимание, поскольку иллюстрируют дополнительные возможности получения прибыли.

РИСК

Степень риска, который принимается на себя фирмами, в различных отраслях различна. Требования к прибыли в отраслях с повышенным риском больше, что должно учитываться при анализе получаемой (бухгалтерской) прибыли.

При этом концентрация остается важным фактором, поскольку концентрированные отрасли обычно имеют меньший риск, и фирмы, работающие в них, имеют меньшую вероятность банкротства. Это связано с тем, что при большом масштабе производства (равно как большом масштабе операций) фирмы имеют меньший фиксированный капитал и более расширенные пределы изменения постоянных издержек. Чем больше фиксированный капитал, тем больше должна быть нормальная прибыль, что предъявляет возрастающие требования к бухгалтерской прибыли.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ