Рыночная структура и прибыльность фирм. Измерение концентрации в отрасли, страница 5

Таким образом, прибыльность становится зависимой от таких элементов структуры рынка, которые влияют на входы в отрасль. Основными типами барьеров на вход в отрасль являются: 1) абсолютные преимущества по издержкам, принадлежащие существующим фирмам на основании владения запатентованными технологиями или привилегированным правом на ресурсы; 2) существующая дифференциация продукта, включая патенты, ведущая к устойчивым предпочтениям со стороны покупателей на существующие в отрасли продукты; 3) присущая отрасли эффективность от масштаба производства как по отношению к величине (размеру) отрасли, так и в абсолютном смысле (по отношению к предприятию).

Высокие барьеры на вход обычно обеспечивают высокие уровни прибыли. Сильно концентрированные отрасли со слабыми барьерами обычно имеют меньшие прибыли, чем те же или менее концентрированные с высокими барьерами. Это может быть проиллюстрировано собственно монополией и олигополистическими отраслями с сильными барьерами, где прибыли самые высокие и защищенные от разбавления конкуренцией. Наиболее сильными факторами, обусловливающими высокие барьеры, являются продуктовая дифференциация и реклама (некоторые авторы считают рекламу видом дифференциации). Следует добавить, что между концентрацией и прибыльностью существует тесная связь. Это, однако, не означает, что концентрация обычно достигается с помощью воздвижения барьеров, а барьеры (например, масштаб производства и производство с минимальными издержками) — есть признак концентрации. Барьеры могут быть, как воздвигнуты, так и потеряны, ослаблены или усилены из-за действий фирм или других воздействий со стороны внешней среды, как, например, рынков ресурсов, действий государственных или общественных органов управления.

ВЛИЯНИЕ ДРУГИХ ПЕРЕМЕННЫХ НА ПРИБЫЛЬНОСТЬ

Помимо основных характеристик, влияющих на прибыльность, таких как уровень концентрации и барьеры на вход существует еще ряд других характеристик, которые рассмотрены в последнее время рядом исследователей. Познакомимся с ними хотя бы в общих чертах.

РОСТ

Эта характеристика обязательно рассматривается экономистами как фактор эффективной деятельности фирмы. Связь прибыльности и роста может быть как положительной, так и отрицательной. Ради роста фирмы могут жертвовать прибылью, однако в большинстве случаев именно прибыль подталкивает фирмы к желанию расти во всех смыслах. Кроме того, растущие фирмы обычно избегают конфронтации, имеют тягу к координации деятельности с другими фирмами, избегают ценовых войн. При изучении влияния роста фирм (или перспектив их роста) следует различать рост в смысле получения преимуществ из-за растущего спроса (рост отрасли) и приобретения дополнительной клиентуры и рост из-за предложения (например, ввиду выгодных условий поставок). Поэтому можно заключить, что существует положительная связь между ростом и прибыльностью в концентрированных отраслях и обычно отрицательная — в конкурентных. Неоднозначность связи прибыльности и роста не позволяют использовать эту характеристику как основную, однако нужно проанализировать причины, вызывающие рост фирм в этой отрасли и попытаться использовать их для предсказания альтернатив и формирования своих стратегий, если альтернативы кажутся привлекательными.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

В экономической литературе высказывается мнение в пользу диверсификации как фактора прибыльности. Считается, что диверсификация увеличивает прибыльность через эффект разнообразия продукции (или деятельностей), или уменьшает негативные последствия от одних видов деятельности (продукта) за счет других, что также защищает прибыль. Практические исследования показывают, что обычно мультипродуктовые фирмы имеют меньшие издержки, однако недиверсифицированные фирмы более прибыльны. Диверсификация в отрасли обычно ведет к различным видам монополизации (или концентрации) в отрасли и имеет несколько эффектов от деятельности фирм: деятельность на различных рынках с различными условиями с целью увеличения общей прибыли увеличивает число контактов между фирмами, усиливая тягу последних к координации деятельности и сговорам, что также увеличивает потенциальную прибыль, перераспределяет ресурсы в более прибыльные виды деятельности. Признак диверсификации фирм в отрасли не является прямой индикацией прибыльности, однако, может создавать входящей фирме ограничивающие условия при принятии решения о начале деятельности: несмотря на ослабленность входов в таких отраслях, фирма также должна быть готова к проведению диверсификации, как и другие фирмы или заниматься фокусированием деятельности для нахождения ниш рынка, достаточных для своих видений границ прибылей.