Анализ рыночных возможностей. Технологическая среда

Страницы работы

Содержание работы

АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

После определения основной концепции и главных целей начала дела следует остановиться на возможностях реализации идей, исходя из сложившихся и будущих условий ближайших сред предприятия (см. § 3.2). Примем во внимание основные факторы, которые могут повлиять на долгосрочное выживание фирмы:

–  факторы отраслевой экономики и организации;

–  детерминанты отраслевой эффективности (структура, прибыльность, рост и т. д.);

–  конкретизация сферы контроля фирмы;

–  рыночная среда.

А также другие важные факторы, такие как:

–  макроэкономические факторы;

–  экономическое поведение фирмы в других отраслях, связанных по горизонтальному и вертикальному способу;

–  экономическое поведение фирм на ресурсных рынках;

–  факторы эффективной организации и управления;

–  факторы согласованности различных стимулов и мотиваций.

Природа рынков, в которых фирма намерена заниматься своим бизнесом, является объектом для внимательного изучения со стороны управленческого звена. Продажи, прибыль и потенциальные возможности роста фирмы сильно зависят от текущих и будущих рыночных условий конкретной отрасли и смежных с ней отраслей. Это означает, что успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать рынок и от того, какую собственно позицию заняла фирма — стратегически продуманную и наиболее правильно определяющую место, время, товар и его цену, что в свою очередь должно соответствовать пониманию предпринимателем своей миссии как организатора нового предприятия.

Относительно проблемы «товар—потребитель—распределение» более конкретные исследования могут быть произведены на этапе выдвижения и принятия определенных стратегий (например, маркетинговых), однако определение миссии фирмы также требует некоторой ориентации предпринимателей в этом вопросе. Желание открыть бизнес (предприятие) является только персональной ориентацией, а начало предпринимательской деятельности все-таки требует уже постепенной конкретизации поставленных вопросов, и в том числе определенной ориентации среди рынков товаров, потенциально относящихся к будущей деятельности и определяющих миссию фирмы.

Существует традиционное мнение, что принятие решений и выбор линии поведения фирм практически всегда определяются конкуренцией и рыночными условиями (традиционный подход проиллюстрирован на схеме 3.3). Производственные предприятия действуют в соответствии с конкурентными обстоятельствами и условиями «спроса—предложения» рынка, которые находятся вне их власти. Поэтому, в основном, в экономической литературе в фокусе стоит не фирма как таковая, а рынки, в которых действует или с которыми взаимодействует фирма.

Схема 3.3. Рыночная среда (традиционный подход).

На схеме 3.4 представлен общий спектр характеристик рыночных сред, наиболее важные из которых рассмотрены в данной главе.

Традиционная теория предпринимательства (бизнеса), наоборот, смотрит на рынки и силы конкуренции как на условия, ограничивающие деятельность фирмы. Сегодняшние и будущие рыночные условия истолковываются как обстоятельства, создающие альтернативы или угрозу для проведения бизнеса. Однако не следует видеть в рынке и экономических силах абсолютный детерминант того, что представляет собой бизнес каждой отдельной фирмы, и как она будет завоевывать свою клиентуру. Стратегия фирмы в борьбе за «рыночное место» применима только в пределах ее сферы влияния, т. е. в пределах возможности фирмы получить результаты от хорошо задуманной стратегии в отношении своего места на рынке. Действительно, мощными бизнес-стратегиями являются те, которые обладают потенциальными возможностями генерировать серьезное воздействие на рынки, покупателей, конкурентов и на направление развития отрасли.

Характеристика рынка

Структура отрасли (число фирм, вид продукта)

Тенденции спроса (вкусы, предпочтения, доходы, ожидания и т.д.)

Тенденции рынка

Условия входа

Поведение конкурентов

Ценовая конкуренция

Нетесные заменители

Интеграция рынка

Технологическая среда

Ресурсы

Качество

Объем выпуска

Эффективный масштаб производства

Экономическая среда

Цены

Издержки в денежном выражении

Альтернативная деятельность

Информация

Условия

Доступ

Организация

Схема 3.4. Характеристики рыночной среды.

Похожие материалы

Информация о работе