После определения основной концепции и главных целей начала дела следует остановиться на возможностях реализации идей, исходя из сложившихся и будущих условий ближайших сред предприятия (см. § 3.2). Примем во внимание основные факторы, которые могут повлиять на долгосрочное выживание фирмы:
– факторы отраслевой экономики и организации;
– детерминанты отраслевой эффективности (структура, прибыльность, рост и т. д.);
– конкретизация сферы контроля фирмы;
– рыночная среда.
А также другие важные факторы, такие как:
– макроэкономические факторы;
– экономическое поведение фирмы в других отраслях, связанных по горизонтальному и вертикальному способу;
– экономическое поведение фирм на ресурсных рынках;
– факторы эффективной организации и управления;
– факторы согласованности различных стимулов и мотиваций.
Природа рынков, в которых фирма намерена заниматься своим бизнесом, является объектом для внимательного изучения со стороны управленческого звена. Продажи, прибыль и потенциальные возможности роста фирмы сильно зависят от текущих и будущих рыночных условий конкретной отрасли и смежных с ней отраслей. Это означает, что успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать рынок и от того, какую собственно позицию заняла фирма — стратегически продуманную и наиболее правильно определяющую место, время, товар и его цену, что в свою очередь должно соответствовать пониманию предпринимателем своей миссии как организатора нового предприятия.
Относительно проблемы «товар—потребитель—распределение» более конкретные исследования могут быть произведены на этапе выдвижения и принятия определенных стратегий (например, маркетинговых), однако определение миссии фирмы также требует некоторой ориентации предпринимателей в этом вопросе. Желание открыть бизнес (предприятие) является только персональной ориентацией, а начало предпринимательской деятельности все-таки требует уже постепенной конкретизации поставленных вопросов, и в том числе определенной ориентации среди рынков товаров, потенциально относящихся к будущей деятельности и определяющих миссию фирмы.
Существует традиционное мнение, что принятие решений и выбор линии
поведения фирм практически всегда определяются конкуренцией и рыночными
условиями (традиционный подход проиллюстрирован на схеме 3.3). Производственные
предприятия действуют в соответствии с конкурентными обстоятельствами и
условиями «спроса—предложения» рынка, которые находятся вне их власти. Поэтому,
в основном, в экономической литературе в фокусе стоит не фирма как таковая, а
рынки, в которых действует или с которыми взаимодействует фирма.
Схема 3.3. Рыночная среда (традиционный подход).
На схеме 3.4 представлен общий спектр характеристик рыночных сред, наиболее важные из которых рассмотрены в данной главе.
Традиционная теория предпринимательства (бизнеса), наоборот, смотрит на
рынки и силы конкуренции как на условия, ограничивающие деятельность фирмы.
Сегодняшние и будущие рыночные условия истолковываются как обстоятельства,
создающие альтернативы или угрозу для проведения бизнеса. Однако не следует
видеть в рынке и экономических силах абсолютный детерминант того, что
представляет собой бизнес каждой отдельной фирмы, и как она будет завоевывать
свою клиентуру. Стратегия фирмы в борьбе за «рыночное место» применима только в
пределах ее сферы влияния, т. е. в пределах возможности фирмы получить
результаты от хорошо задуманной стратегии в отношении своего места на рынке.
Действительно, мощными бизнес-стратегиями являются те, которые обладают
потенциальными возможностями генерировать серьезное воздействие на рынки,
покупателей, конкурентов и на направление развития отрасли.
Характеристика рынка |
Структура отрасли (число фирм, вид продукта) Тенденции спроса (вкусы, предпочтения, доходы, ожидания и т.д.) Тенденции рынка Условия входа Поведение конкурентов Ценовая конкуренция Нетесные заменители Интеграция рынка |
Технологическая среда |
Ресурсы Качество Объем выпуска Эффективный масштаб производства |
Экономическая среда |
Цены Издержки в денежном выражении Альтернативная деятельность |
Информация |
Условия Доступ Организация |
Схема 3.4. Характеристики рыночной среды.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.