Понимание того, как фирма собирается формировать свою природу и направления своей деятельности (исходя из сформулированной миссии фирмы), важно с нескольких точек зрения. Во-первых, отметим, что направление деятельности фирмы есть, собственно, продукт внешних рыночных альтернатив (или ограничений) и внутренних факторов: ресурсов, квалификации персонала, управленческих качеств и преимуществ. Множество факторов влияют на выбор направления деятельности, среди них как внешние, связанные с природой рынков, в которых фирма намерена проводить свою деятельность: потребительские вкусы и предпочтения, покупательские привычки, технологические изменения, конкурентные воздействия, так и внутренние, связанные с потребностью в инвестициях, соответствующие прибыльные ожидания, финансовые возможности (или условия) фирмы, оценка квалификационных и управленческих качеств в смысле их достаточности для достижения успеха на рынке, диверсификация, персональный состав управленческого звена и его целеустремленность, государственные акты регулирования, обязательства фирмы перед сегментом общества или держателями акций, а также социальные, политические и культурные условия, ограничивающие или расширяющие спектр действия фирмы.
Во-вторых, фирме следует иметь более или менее четкое представление о том, какую позицию она собирается иметь в смысле рыночного поведения и сферы интересов бизнеса. Например, некоторые фирмы хотят быть технологическими лидерами или занимать более спокойную позицию последователя за лидирующими фирмами. Одни фирмы заведомо агрессивны по природе, другие — консервативны и избирают стратегии, не предусматривающие риск. Одни собираются уделять внимание качеству и сервису, другие предпочитают низкие цены и низкодоходный край рынка и т. д. Одни фирмы предполагают заниматься простым (односложным) бизнесом, в то время как другие стремятся к интенсивной диверсификации.
В-третьих, выбор миссии фирмы и после этого своих целей, задач и стратегий — это основа для таких будущих важных типов принятия решений в бизнесе, как, например: 1) выбор среди нескольких потребительских групп и отдельных потребителей для удовлетворения их потребностей; 2) выбор наиболее эффективных с точки зрения ресурсов и издержек технологий и производственных процессов; 3) определение оптимальных объемов производства и местоположения предприятий; 4) выработка планов действий по достижению вершины в конкурентной борьбе и захват прибыльной рыночной доли; 5) улавливание и выгодное использование рыночных альтернатив в изменяющихся условиях «спроса-предложения».
Все вышеперечисленное позволяет сказать, что обстоятельство, является ли фирма преуспевающей или она терпит неудачи, во многом зависит от достаточности и тщательности исследования многих аспектов своей будущей деятельности, связанных с внутренними и внешними возможностями реализации задуманной миссии фирмы. Хорошо проработанная концепция фирмы обеспечивает:
– возможность фирмы успешно конкурировать на своем месте на рынке;
– возможности фирмы добиваться конкурентных преимуществ;
– получение достаточной для деятельности фирмы прибыли с этой точки зрения.
Возможно, что различные факторы могут ограничивать возможности фирмы при начале ее деятельности, а также быть лимитирующими на долгосрочном горизонте или дать отрицательный эффект «на всю оставшуюся жизнь», например:
– образование владельца (управляющего) фирмы и его основные черты и возможности (ментальные способности, опыт, компетенция, характер и т. д.);
– многообразие идей и планов и их совместимость (продукт, способ распространения, дислокация производства или офиса и т. д.);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.