Анализ рыночных возможностей. Технологическая среда, страница 5

Технологическая среда формирует основные решения, связанные с производством продукции, т. е. условия предложения. Существует лишь ограниченное число возможных способов производства определенного объема продукции при определенных комбинациях ресурсов, ограниченных при этом также экономическими условиями из-за цен на необходимые ресурсы определенного качества. Фирма в принципе может производить все, что физически возможно, и устанавливать свои цены, однако продавать она может только в ограничениях соответствующего рынка. Таким образом, условия предложения (количество и цены продаж), приемлемые для фирмы, неизбежно будут подправлены рынком, и в случае невозможности найти соответствие между желанием и возможностями фирма не сможет найти реализации своему товару.

Издержки на производство продукции, связанные с выбранной технологией (производственной, управления, распределения продукта, доведения продукта до потребителя и т. д.), являются животрепещущим интересом бизнесменов. Во-первых, потому, что издержки вместе с ценами являются основным детерминантом прибыльности, и, возможно, даже выживаемости предприятия, и, во-вторых, они определяют будущее поведение фирмы на данном рынке или поиск рынка, соответствующего издержкам, связанным с определенным технологическим стилем фирмы. Последнее означает, что выбор технологического стиля возможен, например, в связи с желанием быть лидером по низкой стоимости продукта (производства), или с желанием быть технологическим лидером, предприятием высокого качества производства или обслуживания, или того и другого вместе и т. д. Такая постановка вопроса возможна только при наличии конструктивных методов реализации желаний и в условиях определенного спектра рынков. Даже если продукт и рынок еще не определен окончательно, следует оценить свои условия предложения, особенно в связи с необходимостью выбора рыночного поведения. Смысл продуцирования издержек и их поведение при функционировании фирмы — необходимая прелюдия для анализа рыночного места фирмы и определения ее миссии.

Фирма, ориентируясь на выпуск определенной продукции, должна иметь различные представления о методах ее производства, включая собственные технологии и технологии, ориентированные на отраслевые уровни технологической и экономической эффективности. В любом случае должен быть найден способ оптимизации сочетания желаемой технологической и экономической эффективности, т. е. наилучшие технологические и экономические условия предложения.

Для ориентации предпринимателя в столь сложной проблеме на начальном этапе деятельности приведем предлагаемые в экономической литературе основные факторы технологической и экономической эффективности, с тем, чтобы было возможно, хотя бы концептуально, сформулировать свои решения в области предложения (схема 3.7).


Схема 3.7. Факторы технологической и экономической эффективности.

Анализ своих возможностей в пределах выбранной миссии не может быть закончен без ориентации в работе с рынками ресурсов. Очевидно, что выпуск продукции предполагает использование ресурсов (рабочей силы, денежного и физического капитала, энергоресурсов, сырья и т. д.), которые должны соответствовать требованиям по различным параметрам, как, например, количеству, качественным характеристикам, доступности, условиям доставки и т. д.

Рынки ресурсов также обладают своими характеристиками, знать которые означает определить, возможна ли реализация данной миссии и концепции фирмы в условиях, выставляемых рынками ресурсов.

Эффективность работы с рынками ресурсов является фактором технологической активности и была рассмотрена выше.



1 Королев И. В. Методы формирования продуктово-рыночного портфеля предприятия в рамках стратегического планирования. Дисс. на соиск. уч. степени канд. экон. наук. СПб.: СПб. гос. инж.-эк. академия, 1995.