Анализ рыночных возможностей. Технологическая среда, страница 3

–  общее количество финансов и возможности их увеличения при начале производства или организации фирмы;

–  собственно место расположения производства (так как это отражается на таких важных моментах, как тип и число покупателей, способ распространения продукта, будущие конкуренты, возможности поиска и найма компетентного и обученного штата);

–  размер прибыли;

–  долгосрочные ожидания деятельности фирмы. Возможности и последствия остановки предприятия и предположения о допустимости в данной концепции бизнеса альтернативных вариантов его изменения, точнее изменения миссии фирмы;

–  величина компании, установка фирмы на долю рынка. Принимая во внимание все вышеупомянутые факторы, предприниматель принимает решение об основной концепции фирмы.

После полного рассмотрения этих и, может быть, каких-либо других важных вопросов, здесь не предложенных, можно рассчитывать на полное и окончательное принятие решения об основной концепции фирмы или на начало полного или частичного пересмотра проблемы выбора миссии фирмы с других точек зрения.

Рассмотрим наиболее важные из факторов рыночной среды, проанализировать которые следует в процессе выработки этого решения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА

При выборе миссии фирмы предприниматель может еще не знать, в каком рынке он собирается осуществлять свою идею о предпринимательстве. Однако это не означает, что после выбора миссии он также будет еще в неведении относительно основных концепций ее реализации. Примерку различных миссий к реальным рыночным условиям, т. е. к существующим рынкам, необходимо проводить с одной целью — выяснения возможности долгосрочного успешного существования фирмы с данной миссией. Смена рынка на этапе выбора миссии означает поиск оптимальной ее реализации, в то время как в дальнейшем, при начале работы, сменить миссию — будет означать вынужденный выход из данного рынка с целью спасения самого капитала.

Рассмотрим основные параметры рыночной структуры, которые могут быть найдены в любом рынке и которые определяют основные характеристики будущей фирмы, изменяющиеся условия ее хозяйственной деятельности.

Прежде всего, рынок (и соответствующая отрасль) характеризуются числом работающих в ней фирм, их размером и долями рынка, им принадлежащим. Вид продукта (однородный, дифференцированный, уникальный) и сегментация покупательской среды определяют поведение фирм в отношении друг друга и способах обслуживания покупателя. Поэтому это сильно сказывается на конкурентной среде отрасли. Поведение потребителя, его вкусы, предпочтения и другие переменные спроса определяют профиль потребителя на данном рынке. Важной характеристикой рынка являются также трудности, которые ожидают вновь входящие фирмы при попытке освоить этот рынок (так называемые барьеры для входа в рынок). Эти основные характеристики являются концептуальными и многое могут рассказать начинающему предпринимателю об отрасли, где он собирается применить свои способности. Однако анализ этих характеристик требует определенных знаний в области общей теории экономики. Рассмотрим основные направления исследования рынка в связи с поставленной целью выбора миссии фирмы (см. схему 3.5).


Схема 3.5. Основные направления исследования рынка при выборе миссии фирмы.

Обеспечение долгосрочной перспективы безкризисного существования фирмы представляет собой комплекс действий руководства по использованию возможностей рынков и собственного потенциала в условиях неопределенности внешней среды. Одним из возможных подходов к решению этой проблемы при выборе миссии фирмы является проработка основных направлений стратегического управления фирмой, т. е. выработка концепции стратегического управления предприятием и ее основных элементов.