Рекомендации по подготовке курсовых работ по дисциплинам "История Нового времени", "История Новейшего времени", "Современная история" и "История стран Азии и Африки", страница 9

Далее следует перейти к вопросу «Какую цель я преследую, работая в этом актуальном проблемном поле?», то есть формулировке цели исследования. Цель – это то, что мы намереваемся получить в качестве интеллектуального результата при раскрытии поставленной научной проблемы. Поэтому для формулировки цели необходимо, с одной стороны, опираться на конкретизированный предмет исследования, а с другой, выбрать определенный тип научного анализа, который позволит раскрыть данную проблему. Поэтому , как указывалось выше, цель формулируется «продуктивно» («доказать...», «выявить...», «обобщить...», «разработать..», «объяснить...», «систематизировать...» и т.п., а не «изучить» или «проанализировать»). Естественно, что цель может быть только одна, даже если исследование носит комплексный характер – она становится ключевым ориентиром для отбора содержания работы, построения ее структуры и подведения итогов в заключении.

Следующий вопрос, который необходимо поставить перед собой: «Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?». Общую целевую установку необходимо перевести в пошаговый «план работы». Иными словами, необходимо определить задачи исследования. Каждая задача обозначает промежуточный этап в реализации поставленной цели.  Поэтому их формулировки могут носить упрощенный характер (то есть наряду с «продуктивными» установками на «раскрытие», «объяснение», «выявление» и т.п. здесь вполне возможны такие глагольные формы, «проанализировать», «рассмотреть», «изучить», «охарактеризовать»). Но сам перечень задач имеет огромное значение –  каждая задача должна быть не просто шагом к реализации общей цели работы, но и основой для одного из параграфов (и того фрагмента заключения, который будет написан впоследствии на основе выводов этого параграфа). Следовательно, количество задач должно совпадать с количеством планируемых параграфов, и формулировки задач должны соотноситься с названиями параграфов. Фактически это означает, что формулируя задачи, автор разрабатывает содержательную структуру курсовой работы. Сколько должно быть параграфов в курсовой работе (и сколько нужно формулировать задач)? Если исходить из рекомендуемого объема в 20-25 стр., из которых по 2-3 страницы «уйдет» на введение и заключение, то на основную часть остается примерно 15-20 страниц. Значит параграфов может быть примерно от 3 до 5. Деление на главы при таком объеме нецелесообразно.

Все указанные выше действия представляют собой проектирование научной гипотезы исследования – они позволяют определить, что именно, почему, с какой целью и каким образом будет исследовано в курсовой работе. Принципиально важно изначально согласовать с научным руководителем все компоненты научной гипотезы. И вполне возможно, что «оттачивать» их формулировки понадобится в несколько «заходов». Но потеря времени «на старте» компенсируется более целенаправленной и осмысленной работой впоследствии. Конечно, не всегда удается в самом начале работы предложить совершенно точные, «окончательные» формулировки актуальности, объекта, предмета, цели и задач исследования. Но переходить к следующему «шагу» можно только после того, как научный руководитель утвердит сам подход к их формулированию и согласится с предлагаемой разбивкой на параграфы (или главы и параграфы).

3 шаг. «Поиск». Вооружившись научной гипотезой, то есть понимая, что, как и зачем предстоит изучать, нужно перейти к формированию информационно-ресурсной базы исследования – подбору источников и научной литературы. В отличие от дипломной работы здесь не применяется принцип «чем больше, тем лучше», то есть не стоит задача составления библиографии темы для того, чтобы затем «отсеивать лишнее и сохранять нужное». Жанр курсовой работы предполагает «точечное», по сути, тренинговое исследование, предельно конкретное по своей цели и ограниченное по объему. Поэтому в качестве информационной основы требуется найти, прежде всего, опорные источники и научные работы. С другой стороны, нужно учитывать, что даже на уровне курсовой работы оценивается «широта» источниковой базы и использованной научной литературы. На практике это означает, что писать основу текста нужно будет, опираясь на сравнительно ограниченное количество статей, монографий и документов, а вот в окончательный вариант текста цитатами и ссылками можно ввести более «широкий» круг материалов. Такой подход и предопределяет логику поисковой работы: