Рекомендации по подготовке курсовых работ по дисциплинам "История Нового времени", "История Новейшего времени", "Современная история" и "История стран Азии и Африки", страница 12

4 шаг. «План». Прежде чем на основе собранного материала приступить к написанию текста, целесообразно составить достаточно детализированный план, который придаст тексту логичность и целостность. В первую очередь, речь идет о структурном плане. Его основу составит разбивка работы на параграфы (в соответствии со сформулированными исследовательскими задачами). Очень важно предельно четко определить общую смысловую направленность каждого параграфа – что потенциальный читатель должен узнать и понять в итоге знакомства с соответствующей частью курсовой работы. Исходя из этой задачи необходимо определить ту логику изложения материала, которая позволит достичь планируемого результата – это и есть структурный план. Он подразумевает деление текста на смысловые блоки с логическими переходами и промежуточными выводами. Наличие структурного плана гарантирует что в тексте не окажется «случайных» фрагментов, нарушающих логику изложения.

Для эффективного составления структурного плана необходимо ознакомиться с базовой (опорной) научной литературой и ключевыми источниками по проблеме исследования.   

Далее необходимо превратить структурный план в тезисный план, то есть детализировать его, насыщая фразами, формулировками, понятиями, опорными цитатами, ссылками на источники дополнительной информации и т.п. Тезисный план должен показать тот минимум информации, который несет основную смысловую нагрузку и принципиально значим для реализации авторского замысла. Иногда вместо тезисного плана предпочитают сразу же сделать первичный набросок самого текста. Такой прием вполне возможен, но он требует очень уверенного владения материалом и не гарантирует логичность и сбалансированность текста. Тезисный план, напротив, позволяет четко отделить основной и второстепенный материал, наглядно показать смысловую структуру текста, не отвлекаясь пока на «литературное» построение фраз и соблюдение  правил «научного стиля». Что особенно удобно, в состав тезисного плана вполне можно включать и фрагменты «чужих» научных текстов (монографий, статей, диссертаций), которые впоследствии будут либо оформлены как цитаты, либо переработаны в соответствии с собственной логикой и стилем (написаны своими «словами»). Такой подход позволяет не «придумывать» текст «из головы», а собирать его как цепочку рассуждений, умозаключений, аргументов, иллюстрирующих примеров.

Для составления тезисного плана необходимо изучить уже не только базовые источники и научные труды, но и более широкий круг подобранных ранее материалов. Требуется ли этом прочитать «всё»? Это зависит о масштаба проведенной поисковой работы и специфики темы. Но, в целом, можно порекомендовать следовать правилу «лучшее – враг хорошему». Если стремиться прочитать «всё», что имеет отношение к теме, то можно не только потерять много времени, но и «утонуть» в массиве информации. Поэтому нужно изучать материалы, распределив их по степени важности, а также начиная ознакомление с каждым документом, статьей или монографией с «пролистывания». Внимательно вчитываться, анализировать, конспектировать следует только те немногие материалы, которые не просто созвучны тематике курсовой, а помогают выстроить и наполнить тезисный план работы. И не стоит заниматься конспектированием ради конспектирования! Любой полезный фрагмент текста должен сразу быть закавычен и включен в тезисный план в соответствии с логикой раскрытия темы. Конечно, не факт, что этот материал останется в итоговом варианте курсовой, и что он останется именно как цитата, а не будет переписан «своими словами». Но наполнение тезисного плана фрагментами текстов сразу же по мере их прочтения существенно экономит время по сравнению с классическим подходом (когда литература и источники просто конспектируются, а потом уже на основе всех подготовленных конспектов автор переходит к подготовке текста). А главное заключается в том, что если изучение литературы и источников происходит в тесной взаимосвязи с формированием тезисного плана, то автору не потребуется «прочитать всё по теме» – в определенный момент станет понятно, что тезисный план уже сложился и можно приступать к написанию текста. А все необходимые дополнения будут внесены уже по ходу этой «литературной части».