Рекомендации по подготовке курсовых работ по дисциплинам "История Нового времени", "История Новейшего времени", "Современная история" и "История стран Азии и Африки", страница 13

5 шаг. «Текст». На основе детализированного тезисного плана происходит написание самого текста работы. Первоначальные тезисы, фрагменты научных текстов и источников «разворачиваются» в аналитические рассуждение, повествовательное или описательное изложение (в зависимости от решаемых исследовательских задач). Все смысловые блоки текста должны быть соединены понятными логическими переходами, а крупные блоки завершаться краткими промежуточными выводами или резюмирующими суждениями (в том числе, с использованием слов «итак», «таким образом»). Никакая внутренняя рубрикация в итоговом варианте текста не допускается. Как правило, не применяется и функция «список» (если в тезисах присутствовали перечни чего-либо, то в тексте они пишутся как обычное перечисление через запятую). Не стоит злоупотреблять выделением «ударных» слов курсивом – это характерно для учебных, а не научных текстов. Но если принципиально важно выделить какое либо понятие или фразу, то они обозначаются курсивом, а после них в квадратных скобках пишется [курсив – Ф.И.], с указанием инициалов автора). Все вводимые в текст понятия и специфические термины должны быть раскрыты (при необходимости – с указанием их этимологии), а все упомянутые персоналии указаны с краткой «идентифицирующей» характеристикой (например, не «по мнению Ю. Хабермаса...», а «по мнению немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса...»).

Особое значение необходимо уделить доказательности выдвигаемых научных положений, подтверждению их данными из источников или «авторитетными» цитатами. Наверняка понадобится и включение второстепенного, иллюстрирующего материала, но только таким образом, чтобы не нарушить смысловую целостность и сбалансированность текста. Любые компоненты «чужого» текста должны быть оформлены как цитаты, либо изложены «своими словами». Относительно количества используемых в тексте цитат, как указывалось выше, жестких требований не существует. Но целесообразно исходить из следующих правил:

1) цитатами из источников и «авторитетной» научной литературы необходимо подкреплять все значимые тезисы и концептуальные положения работы, а также информацию, требующую высокой степени достоверности (например, количественные данные, малоизвестные факты, оригинальные суждения и т.п.);

2) важная информация, приведенная в тексте, может подтверждаться не только прямым цитированием, но и «отправными ссылками» (такая ссылка начинается с «См.» и в ней может быть указана не конкретная страница цитируемой работы, а целая статья, монография или даже несколько работ);

3) все используемые в тексте фрагменты источников (нормативных материалов, политических документов, мемуарной и эпистолярной литературы, периодики, публицистики и т.п.) в обязательном порядке оформляются в качестве цитат;

4) следует избегать включения в текст слишком объемных цитат, а также цитирования несколько раз подряд одного и того же источника или научного труда;

5) оптимально, если на каждой странице текста будет располагаться 2–3 ссылки;

6) при составлении выводов по главам, а также заключения диссертации цитаты лучше не использовать, делая тем самым акцент на авторском характере этого текста.

По мере написания текста нужно отслеживать его объем. Как указывалось выше, если исходить из рекомендуемого общего объема в 20-25 стр., то на основную часть курсовой работы приходится примерно 15-20 страниц. При этом каждый параграф должен завершаться промежуточным выводом (примерно 0,3 страницы). Далее необходимо подготовить Заключение (2-3 страницы). В нем приводятся итоговые выводы, отражающие достижение поставленной исследовательской цели, а также реализацию всех поставных задач. Поэтому текст заключения неизбежно будет «пересекаться» с выводами параграфов. Однако прямого дублирования текста нужно  избегать. В состав заключения могут быть включены и предложения по развитию научных исследований в соответствующей области, практической реализации результатов исследования.