4. Рекомендации по подготовке курсовой работы.
Помимо задач, которые курсовая работа решает в рамках освоения конкретной профильной дисциплины, ее подготовка представляет собой тренинг умений и навыков проектирования и реализации научного исследования, а также подготовки научного текста. Но если рассматривать это «в практической плоскости», то студенту необходимо, в первую очередь, ответить для себя на совершенно прагматичный вопрос: писать ли курсовую «всерьез» или отнестись к ней как к сложному, но, в сущности, обычному учебному заданию. Это не означает, что такую работу можно сделать «по быстрому», не прикладывая особых усилий. Однако курсовая работа вполне может быть подготовлена как «хороший реферат» по заданной теме, где большая часть прочитанного в научной литературе материала излагается «своими словами», а часть оформляется в качестве цитат и ссылок. Если текст к тому же включает цитаты из исторических источников и его оформление соответствует всем требованиям, введение построено в соответствии с рекомендациями, а список процитированных источников и литературы достаточно представителен, то автор такой работы вполне может рассчитывать на самую высокую оценку. Однако следует учесть, что написание трех курсовых работ по профильным историческим дисциплинам, по сути, является для студента единственной возможностью подготовиться к будущей дипломной работе. К тому же не стоит забывать и о собственном «репутационном продвижении» (это будет иметь значение при поиске научного руководителя ВКР, а также очень важно для студентов, которые планируют в будущем поступать в магистратуру). Но что означает «писать курсовую всерьез»? Это не просто подготовка учебного текста, отвечающего требованиям, а пошаговая отработка нескольких алгоритмов исследовательской деятельности.
1 шаг. «Выбор». Еще до принятия решения, по какой профильной дисциплине целесообразно писать курсовую и, соответственно, на какой кафедре будет происходить эта работа, необходимо провести своего рода «диагностику» собственных познавательных интересов (причем, целесообразно делать это в начале каждого учебного года). Но ответить на вопрос «Что мне интересно» не так просто, как это кажется на первый взгляд. Поэтому имеет смысл «самоопределиться» с помощью целого ряда вопросов: что обычно вызывает у меня более устойчивый интерес – конкретное событие, «широкое» явление или некий процесс? мой интерес усиливается, если в сфере внимания оказывается нечто персонифицированное, связанное с деятельностью, мыслями, чувствами, отношениями конкретных людей, или предметом моего интереса чаще становятся «практики», «институты», «структуры», «устройство»? меня интересует скорее что-то «нормальное» («типовое») или «эксклюзивное» («особенное»)? область моих интересов соотносится в большей степени с экономикой, политикой, правом, социальными явлениями, психологией, культурой, интеллектуальным пространством, мировоззренческими исканиями, ценностями, конфликтами, коммуникациями, международными отношениями? меня в большей степени интересует исторический опыт нашей страны и ее современное развитие, или какие-то иные страны, регионы, цивилизации? если меня интересует «нечто»¸ то скорее с точки зрения его предыстории, нынешнего состояния или перспектив развития?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.