Рекомендации по подготовке курсовых работ по дисциплинам "История Нового времени", "История Новейшего времени", "Современная история" и "История стран Азии и Африки", страница 3

После определения темы курсовой работы и решения вопроса о научном руководстве необходимо с помощью руководителя уточнить сроки выполнения работы и последовательность своих действий. Помимо взаимодействия с научным руководителем возможны текущие консультации с преподавателями кафедры, которые обеспечивают соответствующую дисциплину (прежде всего, лекторов). Но допуск курсовой работы к защите, проверка ее на «Антиплагиат» и оценивание по четырех-балльной школе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») осуществляются только научным руководителем. Итоговый текст курсовой работы (в электронном формате) сдается на проверку научному руководителю не позднее, чем за пять рабочих дней до начала весенней сессии. Несвоевременное выполнение курсовой работы считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке. Получившая положительную оценку курсовая работа в распечатанном виде сдается на кафедру.

3. Общие требования к курсовым работам.

На историческом факультете ИИиП МПГУ к курсовым работам предъявляется ряд требований, единых для всех кафедр: курсовая работа должна обладать проблемной направленностью, быть выполненной на достаточном уровне теоретического обобщения, быть результатом изучения современной научной литературы и использования исторических источников, иметь самостоятельные аналитические выводы, соответствовать требованиям, предъявляемым к стилистике и оформлению научного текста (в том числе библиографическому описанию).

Таким образом, несмотря на свой учебный характер курсовая работа не может быть посвящена простому описанию тех или иных исторических событий. Конечно, здесь не требуется постановка «новой» и «научно значимой» проблемы (как в выпускной квалификационной работе). Однако курсовая работа должна носить аналитический характер, а потому принципиальное значение приобретает постановка «продуктивной» цели исследования – при изучении избранной темы автор должен что-то «выявить...» («раскрыть...», «показать...», «обобщить...», «систематизировать...», «доказать...», «разработать..», «объяснить...» и т.д.). А вот стремление что-либо «изучить», «рассмотреть» или «проанализировать» целью курсовой работы быть не может – нельзя «исследовать для того, чтобы исследовать».

Именно постановка «продуктивной» цели курсовой работы курсовой работы способствует ее проблематизации – автор показывает, в каком смысловом ракурсе он планирует раскрыть тему. Более того, введение курсовой работы должно включать целый ряд взаимосвязанных характеристик, показывающих проблемное поле работы –  актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования. Составление этих характеристик отнюдь не является формальностью. Именно они позволяют выстроить авторскую гипотезу исследования и готовить курсовую работу, четко понимая ее направленность на конкретный результат. Важное значение имеет и формулировка во введении задач исследования – если заявленная «продуктивная» цель обеспечивает самостоятельный и аналитический характер итоговых выводов, то задачи показывают «движение» автора к достижению этой цели, то есть определяют логичность структурыкурсовой работы и ее текста.

Еще одним обязательным компонентом введения является обзор использованных источников и литературы. Однако его оформление происходит только на завершающей стадии (речь идет именно об «использованных» материалах, то есть непосредственно отраженных в цитатах и ссылках). Однако еще только приступая к подготовке курсовой работы следует помнить, что важным требованием является использование именно современной научной литературы (это не означает невозможность использования литературы, изданной в ХХ веке, но предполагает обязательность привлечения монографий, статей или авторефератов диссертаций, опубликованных в 2000-х – 2010-х гг.), а также важность использования исторических источников. Курсовая работа не обязательно должна быть основана именно на анализе источников, но автор доложен показать свое умение сочетать материал, почерпнутый из научной литературы, с данными, полученными на основе источников. Именно это, в сочетании с «продуктивной» постановкой цели и аналитическими выводами в заключении, обеспечивает достаточный уровень теоретического обобщения.