Рекомендации по подготовке курсовых работ по дисциплинам "История Нового времени", "История Новейшего времени", "Современная история" и "История стран Азии и Африки", страница 7

С учетом сформулированной «сферы интересов» необходимо проанализировать перечень учебных дисциплин, по которым в текущем учебном году можно писать курсовую работу, и сделать соответствующий выбор. Поскольку речь идет о исторических дисциплинах, которые каждый студент изучал на базовом уровне еще в школе, то для такого выбора, как правило, достаточно самой общей эрудиции. Но имеет смысл хотя бы бегло ознакомиться с перечнями примерных тем, разработанных для каждой из «конкурирующих» дисциплин на профильных кафедрах – это позволит составить представление о том, какие именно содержательные линии преподаватели считают перспективной основой для подготовки курсовых работ. После выбора конкретной учебной дисциплины необходимо более внимательно изучить соответствующий перечень примерных тем, учитывая свои познавательные интересы. Рекомендуется выбрать из него несколько привлекательных тем (может оказаться, что интересующая тема уже занята кем то из однокурсников). Вполне возможный вариант – это корректировка той или иной темы из перечня (в таком случае она уже будет считаться «собственной»), либо вообще формулировка новой темы (или даже нескольких тем, чтобы при согласовании с научным руководителем была более широкая основа для разговора). После этого необходимо выяснить на кафедре возможность писать курсовую работу именно по данной дисциплине (с учетом кафедральных квот это нужно сделать побыстрее), и кто именно из преподавателей может стать научным руководителем – как указывалось выше, на кафедре новой и новейшей истории для упрощения этой процедуры служит Журнал учета курсовых работ.

Далее необходимо встретиться с научным руководителем и окончательно согласовать тему курсовой работы, оформить Заявление для внесения темы в приказ по Институту (см. Приложение № 2) и передать его лаборанту кафедры. Все последующие действия необходимо строго и оперативно согласовывать с научным руководителем (нужно помнить, что в соответствии с институтским Положением о курсовых работах невыполнение тех или иных заданий в срок является основанием для возможного отказа преподавателя от научного руководства). Все остальные приведенные ниже рекомендации являются примерными, и следует учитывать, что тот или иной научный руководитель может предложить другую последовательность работы над курсовой. Могут сказаться и специфика темы курсовой, особенности источниковой базы, объем рекомендуемой литературы и т.п. Но, в целом, технологии подготовки научных работ очень схожи.

2 шаг. «Гипотеза». После выбора темы необходимо составить первичное впечатление о проблемном поле исследования. Причем, задача подбора источниковой базы и освоения «современной научной литературы» на этом этапе не стоит – требуется лишь составить общее представление о событийной основе изучаемых явлений или процессов, понять «о чем идет речь». По мере возможности эту задачу нужно решить, используя учебную литературу. Так, например, могут помочь учебники по новой и новейшей истории зарубежных стран, изданные преподавательским коллективом кафедры ННИ в издательстве «Владос»[1]. Они включают очень подробный страноведческий материал, а учебники по Новой истории – еще и широкий комплекс информации по «общим» проблемам (экономическое, политико-правовое, культурное развитие, история международных отношений). В учебниках по Новейшей истории соответствующие разделы представлены «скромнее», но соответствующая проблематика отражена в авторских учебниках А.М. Родригеса и М.В. Пономарева[2]. Все эти учебники размещены для ознакомления в «облаке» по адресу: https://cloud.mail.ru/public/FiQc/DoLdpsBfM. Еще один комплекс полезных учебников, в том числе по истории международных отношений, истории экономики, истории государства и права, размещен в «облаке» по адресу «https://cloud.mail.ru/public/KxiA/uY62ZdVYb». Естественно, что базовые материалы по теме может порекомендовать и научный руководитель, тем более что по многим темам курсовых работ даже для сбора первичной информации учебников будет недостаточно. Однако на данном этапе очень важно очертить круг минимально необходимого материала и «не закопаться» в информации. Поэтому целесообразно не пускаться сразу же «в самостоятельное плавание», а попросить научного руководителя или преподавателя кафедры, выступающего в роли консультанта, порекомендовать совершенно конкретные материалы (статьи, фрагменты монографий, учебные материалы), которые были бы наиболее эффективны для первичного ознакомления с темой.