Рекомендации по подготовке курсовых работ по дисциплинам "История Нового времени", "История Новейшего времени", "Современная история" и "История стран Азии и Африки", страница 8

После первичного ознакомления с материалами по теме необходимо резюмировать свои впечатления, ответив на вопрос «Что именно я собираюсь исследовать?». Речь идет уже не о «широком взгляде» на сферу своих интересов, а о совершенно четкой формулировке предмета исследования. Описание предмета  – это краткая характеристика тех особенностей изучаемого явления, процесса или событий, которые позволяют не просто описывать их в курсовой работе, а анализировать (и тем самым, «выявлять», «доказывать», «сравнивать», «систематизировать», «объяснить», «обобщать», «моделировать» нечто). Предмет – это то, что нас интересует как научная проблема, требующая целенаправленных интеллектуальных действий по ее изучению, истолкованию, пониманию и решению. Естественно, что формулировка предмета определяется, в первую очередь, темой курсовой работы, но она должна подчеркнуть, что именно автор собирается «продуктивно» исследовать, а не просто «о чем» он будет писать в работе. Поэтому зачастую формулировка предмета требует уточнить хронологические и пространственные рамки изучаемых событий, явлений или процессов, круг участвующих в них субъектов, а, главное, подчеркнуть те характеристики предмета, которые  позволяют подойти к его изучению как к задаче, требующей решения (противоречия, неочевидность, конфликтность, изменяемость, двусмысленность, значимость, сравнимость и т.п.).

Если формулировать предмет исследования вдумчиво и «с прицелом» на конкретный результат исследования, то это неизбежно приведет к локализации проблемного поля – от заданной широкой темы будет совершен переход к совершенно конкретному ракурсу исследования. Выбор этого ракурса представляет собой «авторское видение проблемы». Но, с другой стороны, речь идет об объективно существующих особенностях изучаемых событий, явлений или процессов, которые исследователь выделяет как существенные и требующие научного анализа. Поэтому помимо предмета требуется сформулировать объект исследования. Объект – это те процессы и явления, которые породили (предопределили) изучаемую проблемную ситуацию, т.е. обусловили формирование того, что мы считаем предметом исследования. Объект всегда «шире», чем предмет – это определенные типы общественных отношений, наличие неких институтов, социальных практик, традиций, явлений и т.п., их развитие в исторической ретроспективе или на современном этапе, в определенном социокультурном, политическом или региональном контексте. Формулируя объект, исследователь отвечает на вопрос: «В рамках какой “системы координат” следует рассматривать то, что меня интересует как научная проблема?». То есть, характеристика объекта показывает, в каком смысловом русле исследователь «видит» предмет своего исследования. Поэтому проблемное поле работы очерчивается именно сочетанием объекта и предмета, а не только характеристикой предмета.

Если выбор и конкретизация предмета определяются личной позицией самого исследователя, то объект – это то, что находится в центре внимания множества исследователей и, более того, составляет важную часть жизни множества людей. Поэтому, формулируя предмет, исследователь волен опираться только на свой собственный интерес и собственную трактовку той или иной проблемы. А вот взаимосвязь предмета и объекта, а также сам объект должны позиционироваться как нечто большее – как проблемное поле, имеющее значение для современной науки и общества, а не только данной исследовательской работы. Эта значимость проблемного поля описывается как актуальность исследования, то есть дается ответ на вопрос: «А почему то, что я собираюсь изучать, требует научного исследования?». Следует учесть, что речь идет не столько об актуальности «темы» и даже не об актуальности конкретной проблемы исследования, сколько о значимости более широкого проблемного поля, в рамках которого ведутся острые общественные дискуссии и предпринимаются самые разные исследования – по этой причине характеристика актуальности размещается в самом начале введения, хотя никто не начинает работу над курсовой именно с анализа актуальности. Сама по себе характеристика актуальности носит, как правило, не аналитический, а описательный характер – речь идет лишь о констатации тех явлений, событий, процессов, которые обозначают проблемное поле работы, и которые значимы для современного общества или развития науки. Но формулировка актуальности демонстрирует научную и социальную эрудицию автора.