Рекомендации по подготовке курсовых работ по дисциплинам "История Нового времени", "История Новейшего времени", "Современная история" и "История стран Азии и Африки", страница 10

1) искать материалы нужно используя как списки (каталоги, перечни), так и полнотекстовые сетевые библиотеки (собрания, торренты);

2) если в полнотекстовых библиотеках попадается доступный (бесплатный) материал, хотя бы косвенно связанный с проблемным полем работы (как с предметом, так и объектом исследования), то необходимо скачать или скопировать его в свою «домашнюю библиотеку»;

3) работая со списками необходимо отбирать данные только о тех материалах, которые гарантировано связаны с предметом исследования и будут полезны для достижения поставленной исследовательской цели; причем, для этих данных целесообразно создать отдельный «библиографический» файл («домашнюю картотеку») и сразу вносить в него полные выходные данные – авторство, название, год и место издания, название и номер журнала и т.п.;

4) если по описаниям, аннотации, оглавлению и т.п. сведениям установлено, что тот или иной материал (статья, диссертация) имеет принципиальное значение, а его электронный вариант доступен на платной основе, то по мере возможности можно сделать такую покупку (но нет никого смысла злоупотреблять платными услугами такого рода!!!);

5) если выявлены материалы, которые принципиально важны для работы, но недоступны в сетевом пространстве, то необходимо узнать у научного руководителя, нет ли таких материалов в его коллекции (преподаватели зачастую имеют обширные домашние библиотеки и собрания электронных материалов);

6) необходимые материалы в их «первозданном» (полиграфическом) виде можно изучить и в библиотеке – «ленинке» (РГБ), «историчке» (ГПИБ), «иностранке» (БИЛ) и др., но имеет смысл предварительно установить наличие соответствующей  книги с помощью электронного каталога. Нужная журнальная статья, а иногда и книга вполне может оказаться и в университетской библиотеке МПГУ. Здесь для поиска также нужно использовать электронный каталог.

Какие сетевые ресурсы наиболее эффективны для поисковой работы? Рекомендуется начальный этап поиска осуществить с помощью следующих: Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat (http://www.dissercat.com/) – удобная и эффективная поисковая система, позволяющая отбирать авторефераты по соответствию запроса названию, оглавлению, тексту, приложению автореферата, причем к авторефератам только здесь добавлены списки источников и литературы!!!!; Электронная библиотека eLIBRARY.ru (http://elibrary.ru/defaultx.asp) и Электронная библиотека Киберленинка (http://cyberleninka.ru/) – два наиболее эффективных ресурса для работы с научными статьями; Единый электронный каталог РГБ (http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/) – содержит библиографические записи на все виды изданий, размещенные на различных носителях и опубликованные в различные хронологические периоды. А вот Единый электронный каталог Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru/directories_files/electronic_catalogs/) не включает, к сожалению, полные библиографические описания и не отражает весь массив литературы, хранящийся в библиотеке. Поэтому, работая в «историчке», помимо электронной поисковой системы имеет смысл обратиться и к бумажным каталогам (карточкам).

Для более широкого поиска (когда уже готов список опорных материалов, которые желательно найти в полнотекстовом варианте, а также список важнейших источников и список исследователей, чьи публикации могут быть особенно важны для раскрытия поставленной темы) нужно использовать более спектр сетевых ресурсов: электронные библиотеки, сайты библиотек, архивов, музеев, специализированные и образовательные и порталы, сайты вузов, академических институтов и их структурных подразделений, сайты научных и образовательных периодических изданий, сайты издательств, специализирующихся на выпуске научной литературы, сайты профессиональных ассоциаций, сетевых сообществ, тематические интернет-проекты (см. Приложение 3).