МЕТОД ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНЯТИЙ[1]
Формирующие исследовательские методы
Цель главы - продолжить знакомство с основными принципами и приемами реализации метода планомерно-поэтапного формирования. В отличие от предыдущей главы, где метод был рассмотрен в контексте внутренней логики его организации, в данной главе реализуется подход к анализу формирующего метода с позиций методологии науки, то есть с "внешней" для психологии позиции.
В настоящее время в психологии понятие «формирующий эксперимент» объединяет в себе несколько различных методов научной и практической работы [Ильясов, 1979, и др.]. К формирующим исследовательским методам относятся всевозможные разновидности «социального эксперимента: преобразующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.д.» [Орлов, 1982, с.24]. Основной чертой таких методов является «не просто констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность» [Давыдов, 1978, с.4]. Формирующий метод ведет свое начало от экспериментально-генетического метода Л.С. Выготского [Эльконин, 1966; Кравцов, 1978, ; Фролов, 1991, и др.]. Именно экспериментально -генетический метод в той или иной его разновидности лежал в основе исследовательской работы Выготского и его учеников: А.Н. Леонтьев (совместно с О.В. Овчинниковой и Ю.Б. Гиппенрейтер) - при исследовании формирования ощущений и звуковысотного слуха; А.В.Запорожца - при исследовании развития произвольных движений; П.Я.Гальперина - при формировании ряда умственных действий и понятий.
В последние годы обострился интерес к более точной дифференциации и описанию каждого из формирующих исследовательских методов. Например, А.К.Маркова [1982, с.55] совершенно справедливо требует отличать обучающий эксперимент от формирующего и тем более - от экспериментально-генетического метода. В ряде работ серьезно обсуждаются методические особенности длительного формирующего, так называемого «фронтального» эксперимента, который велся под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. и Ю.И.Фролов [1991] настаивают на некорректности использования термина «формирующий эксперимент» для обозначения метода планомерного формирования.
Предметом изучения в настоящей главе будет метод планомерного (поэтапного) формирования, как он сложился в теории П.Я. Гальперина.
ПЛАНОМЕРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Теория планомерного формирования умственных действий представляет собой продолжение линии психологических исследований, реализующих деятельностный подход к изучению психологических явлений, намеченный в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др. В основе этого направления лежит изучение происхождения психической деятельности из внешней, материальной деятельности людей.
Методом психологического исследования здесь выступает планомерное формирование конкретных психологических явлений и процессов с заранее намеченными свойствами. Наиболее полно этот метод проявил себя на материале изучения познавательных процессов.
В психологии известны два основных подхода к исследованию познавательных процессов. Первый из них, называемый констатирующим, реализован в многочисленных вариантах и связан с анализом процесса, каким он сложился на данном этапе его развития. В исследованиях А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, О.К.Тихомирова, в работах других психологов с помощью этого метода получены важные данные о познавательных процессах. Однако мыслительный процесс обычно скрыт от исследователя. Представители этого подхода разработали ряд приемов раскрытия, экстериоризации процесса мышления («мышление вслух», регистрация движений глаз, рук, анализ промежуточных продуктов и пр.). И все же основным приемом исследования при первом подходе является регистрация продуктов мыслительной деятельности и гипотетическое восстановление структуры процесса мышления на основе анализа изменений его показателей при варьировании исходных условий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.