Метод планомерного формирования умственных действий и понятий, страница 6

Основанием  для  разработки ООД  и далее  - схемы  ООД (ориентировочной  карточки)  при  формировании  новых   способов  деятельности  служит  выдвижение  гипотезы  о   нормативном  строении и  структуре  этих  новых способов  деятельности как  способов решения определенного класса задач.                                

Схема  ООД  и  описание  нормативной структуры  способа решения  задачи  имеют  много  общего,  но не  тождественны друг другу. Они различаются  прежде всего  по своим  функциям. Схема-описание  способа  деятельности  фиксирует  его объективно логическое  содержание,  взятое  безотносительно   к  субъекту деятельности.  Схема же  ООД является  по своей  главной функции    именно    систематическим    предписанием,   помогающим субъекту строить  новое действие,  используя операции  и средства,  представленные  в  нем. Конечно,  большинство элементов схемы  ООД  в  той или  иной степени  детализации представлены и в схеме,- фиксирующей способ деятельности,  но лишь  в своем объективированном и  схематизированном виде.  В схеме  же ООД, которая  дается  испытуемому  на ориентировочной  карточке одновременно  с  конкретными задачами  для решения,  эти элементы: а) зафиксированы  через перечень  своих свойств  или даны реально, б) даны в  нужной степени  детализации, то  есть приспособлены   к   исходным   умениям  и   навыкам  испытуемого, в) даны в  виде записей,  предписаний, алгоритмов  и рисунков, обеспечивающих  использование  схемы  ООД   без  предварительного  заучивания.  Важным   содержанием  схемы   ООД  является также представление о  контрольных действиях  и, соответственно, орудиях контроля,  которые совершенно  не входят  в нормативное описание способов деятельности.                       

Составление  схемы  ООД  и  ее  уяснение  испытуемым входит как часть, как один  из этапов  в подсистему,  которую принято называть «шкалой поэтапного формирования». Поскольку  эта подсистема наиболее хорошо  описана и  известна, укажем  лишь названия   этапов,   которые   выделяются   обычно   в  процессе формирования новых способов деятельности:                   

1. Этап  создания и  поддержания мотивационной  основы действия.                                                       

2. Этап создания ООД и уяснения ее испытуемыми.           

3. Этап формирования  действия  в материальной  или материализованной форме.                                         

4.  Этап  формирования  действия в  громкой социализованной речи.                                                        

5. Этап формирования действия во «внешней речи про себя».

6. Этап формирования действия во внутренней речи.         

Третья   подсистема   системы  планомерного   формирования  -     подсистема    условий,    обеспечивающих    воспитание   желаемых     свойств  формируемого  способа   деятельности,  -   описана  нами     выше.  Укажем  лишь,  что  действие  в  процессе  интериоризации,     т.е. перехода  от этапа  выполнения в  материальной форме  к этапу выполнения  в  умственном  плане,  проходит  отработку и  по другим  своим  релевантным параметрам  и приобретает  желаемые свойства:  разумность,  сознательность,   обобщенность,  критичность, освоенность.  Перечисленные  свойства  являются  вторичными свойствами действия, так как их получение связано  (является итогом)     с отработкой действия по первичным свойствам.                  

МЕТОДОЛОГИЯ    ФОРМИРУЮЩЕГО    ПОДХОДА

Метод   планомерного   формирования   в    известном   смысле     противостоит  методу  «срезов»,  который объединяет  и наблюдение, и классический эксперимент, и методы тестов.