Основанием для разработки ООД и далее - схемы ООД (ориентировочной карточки) при формировании новых способов деятельности служит выдвижение гипотезы о нормативном строении и структуре этих новых способов деятельности как способов решения определенного класса задач.
Схема ООД и описание нормативной структуры способа решения задачи имеют много общего, но не тождественны друг другу. Они различаются прежде всего по своим функциям. Схема-описание способа деятельности фиксирует его объективно логическое содержание, взятое безотносительно к субъекту деятельности. Схема же ООД является по своей главной функции именно систематическим предписанием, помогающим субъекту строить новое действие, используя операции и средства, представленные в нем. Конечно, большинство элементов схемы ООД в той или иной степени детализации представлены и в схеме,- фиксирующей способ деятельности, но лишь в своем объективированном и схематизированном виде. В схеме же ООД, которая дается испытуемому на ориентировочной карточке одновременно с конкретными задачами для решения, эти элементы: а) зафиксированы через перечень своих свойств или даны реально, б) даны в нужной степени детализации, то есть приспособлены к исходным умениям и навыкам испытуемого, в) даны в виде записей, предписаний, алгоритмов и рисунков, обеспечивающих использование схемы ООД без предварительного заучивания. Важным содержанием схемы ООД является также представление о контрольных действиях и, соответственно, орудиях контроля, которые совершенно не входят в нормативное описание способов деятельности.
Составление схемы ООД и ее уяснение испытуемым входит как часть, как один из этапов в подсистему, которую принято называть «шкалой поэтапного формирования». Поскольку эта подсистема наиболее хорошо описана и известна, укажем лишь названия этапов, которые выделяются обычно в процессе формирования новых способов деятельности:
1. Этап создания и поддержания мотивационной основы действия.
2. Этап создания ООД и уяснения ее испытуемыми.
3. Этап формирования действия в материальной или материализованной форме.
4. Этап формирования действия в громкой социализованной речи.
5. Этап формирования действия во «внешней речи про себя».
6. Этап формирования действия во внутренней речи.
Третья подсистема системы планомерного формирования - подсистема условий, обеспечивающих воспитание желаемых свойств формируемого способа деятельности, - описана нами выше. Укажем лишь, что действие в процессе интериоризации, т.е. перехода от этапа выполнения в материальной форме к этапу выполнения в умственном плане, проходит отработку и по другим своим релевантным параметрам и приобретает желаемые свойства: разумность, сознательность, обобщенность, критичность, освоенность. Перечисленные свойства являются вторичными свойствами действия, так как их получение связано (является итогом) с отработкой действия по первичным свойствам.
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ПОДХОДА
Метод планомерного формирования в известном смысле противостоит методу «срезов», который объединяет и наблюдение, и классический эксперимент, и методы тестов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.