Таким образом, подлежит установлению структура исходного действия и все преобразования его предметного содержания и внешних характеристик на пути достижения конечной, заданной через эмпирические показатели, формы.
Существенно, что в общем случае процедура формирования не остается неизменной при применении на разных испытуемых. Методика формирования содержит перечень «работ», которые необходимо и достаточно выполнить для формирования нового способа деятельности с заданными показателями у любого испытуемого, имеющего необходимые исходные знания и умения. Но, например, порядок и длительность этих «работ», а в некоторых случаях и конкретное содержание, несколько варьируют от испытуемого к испытуемому. Неизменными остаются используемая схема ООД и задаваемые ею преобразования предметного содержания действия при его формировании. Варьируется содержание процедур отработки желаемых свойств, перевода действия в умственный план, порядок и количество предъявлений конкретных задач, длительность формирования. Этим учитываются индивидуальные особенности - знания, умения, навыки, а порой и характерологические черты конкретных испытуемых.
Есть еще одно существенное различие между экспериментом и формированием с точки зрения оценки воздействия независимой переменной и его результатов. В традиционные представления о психологическом эксперименте [Готтсданкер, 1982; Кэмпбелл, 1980] привнесена идущая из естественнонаучного эксперимента и особенно четко сформулированная в ортодоксальном бихевиоризме Д. Уотсона установка, что воздействие (стимул) лишь выявляет, обнаруживает ту реакцию, которая уже имеется у стимулируемого объекта на момент воздействия. Наоборот, в формировании результат создается, его нет ни до, ни на момент стимуляции (проведения формирования). «Реакция» не обнаруживается, а создается, конструируется. Отказ от естественнонаучного эксперимента в качестве образца для психологии должен быть дополнен и отказом от абсолютизации образа эксперимента в американской (в большей части необихевиористской) психологии.
Последнее, что следует отметить уже в плане сходства эксперимента и формирования, это - общность функций, которые они могут иметь. Как известно, эксперимент может решать научные (фундаментальные), практические и методические задачи. Процедура планомерного формирования также может использоваться в исследовании, носящем научный, прикладной или методический характер. В рамках исследований по ТПФ известны примеры каждого из трех названных случаев в их чистом виде, однако иногда в одном исследовании приходится последовательно или одновременно решать две или даже все три задачи. Но это лишь означает, что если анализируемое экспериментальное исследование принято четко относить к одному из типов (научное, прикладное, методическое), то тоже самое необходимо всегда делать и при анализе формирующих исследований. Добавим, что вслед за немецким психологом Гибшем, но по отношению к работам в рамках ТПФ, можно сказать, что внедрению в практику подлежат не результаты некоторых экспериментов, а рекомендации, вытекающие из теории, которая должна быть эмпирически, в том числе и экспериментально, обоснована.
<...>
[1] Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов.- М.: Издательская группа "ФОРУМ" - "ИНФРА-М", 1998.- С.220-253
[2] Такую позицию реализует и автор предыдущей главы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.