Метод восхождения неоднократно и подробно описывался отечественными философами [см. напр.: Ильенков, 1960; Зиновьев, 1954]. Различные его аспекты реализуются в самых разных науках. Там, где эксперимент невозможен, как он, по словам К. Маркса, невозможен в политэкономии (Капитал, том 1), логическое содержание деятельности по изучению предмета, фиксируемое в этом методе, выступает наиболее очевидно. Но и в практике экспериментальных наук восхождение проделывается столь же закономерно, сколь и в мыслительной деятельности внутри неэкспериментальных наук. Однако в первых оно воплощено в вещах и объективных процессах, а во вторых - в мыслительной деятельности. Поэтому в практике формирования умственных действий и понятий принцип восхождения воплощается в реальных конструктивных процедурах с реальной деятельностью испытуемых, и не только в мышлении исследователя.
В соответствии с общими характеристиками метола восхождения, задача исследователя структуры органического, системно-деятельностного объекта сводится к трем более частным задачам [Щедровицкий, 1963]: 1) провести эмпирический, то есть неструктурный, хотя и ориентированный на выявление в будущем структурных моментов, анализ «ставшего», наиболее развитого состояния исследуемого объекта; 2) выявить, найти каким-то способом структуру, которую можно было бы рассматривать как простейшую, генетически исходную, обычно называемую «клеточкой» изучаемого объекта; 3) найти закономерности, развития, развертывания этой исходной структуры в более сложные, вплоть до такой, которой присущи все проявления, выявленные при эмпирическом, неструктурном анализе "ставшего" состояния исследуемого объекта.
Рассмотрим, как в ТПФ обеспечивается исследование функционирования и структуры сложных системно-деятельностных объектов.
а) Всякое формирование начинается с формулирования требований к будущему (формируемому) действию. Эта работа идет как конструктивно, так и эмпирически. Этот этап соответствует задаче эмпирического, неструктурного анализа «ставшего», наиболее развитого состояния конкретного объекта изучения (формирования) - способа деятельности, действия, понятия. Для целей такого эмпирического анализа используются традиционные методы психологии (наблюдение, измерение, эксперимент), а также некоторые уже имеющиеся общепсихологические данные, например характеристики внимания, представления о так называемой «чистой мысли» и пр.). Описание будущего «ставшего» состояния формируемого деятельностного образования имеет два момента: чисто эмпирическая фиксация, когда, например, экспериментатор дает испытуемым специально подобранные задачи и фиксирует их решение, и переходная форма, ориентированная на будущее структурное воспроизведение объекта, когда «ставший» способ деятельности описывается в терминах вторичных свойств действия [Гальперин, 1965]. б) Поиски «клеточки» - простейшей, исходной структуры объекта исследования - обеспечиваются в ТПФ конструированием модели формируемого действия в его исходной, материальной или материализованной, внешне задаваемой форме. Для описания этой «клеточки» в ТПФ имеется соответствующий специальный язык - представления о структурных элементах деятельности. Модель формируемого деятельностного образования фиксируется в схеме ориентировочной основы действия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.