Второй подход, называемый формирующим, заключается в планомерном формировании способов мыслительной деятельности как методической основе психологического исследования. Главный его тезис состоит в том, что психологическое содержание и структуру деятельности можно объективно раскрыть, только сформировав их с заранее заданными показателями. Критерием сформированности является безошибочное решение всеми испытуемыми заранее намеченного круга задач. Такой подход к изучению психологического содержания и структуры деятельности наиболее полно и детально представлен в исследованиях по планомерному формированию умственных действий и понятий, которые велись под руководством П.Я. Гальперина (1957, 1959, 1965, 1966, 1969, 1974, 1978 и др.). В этих работах содержатся основные принципы метода формирования как особого пути исследования психической деятельности.
Краткое описание метода планомерного формирования
Прежде чем переходить к дальнейшему анализу, необходимо изложить основные положения теории и метода планомерного формирования в их наиболее устойчивом - так сказать, ортодоксальном, - виде. Те, кто достаточно знаком с работами по теории планомерного формирования (ТПФ), этот раздел главы могут пропустить и переходить сразу к следующему параграфу.
Теория планомерного формирования исходит из того, что предметом психологии является «процесс ориентировки»» субъекта.
Ориентировочная деятельность включает четыре основных момента:
1. Составление образа той ситуации, в которой находится и будет действовать субъект.
2. Выделение в ситуации предмета актуальной потребности, то есть цели действия.
3. Составление плана действия.
4. Контроль и коррекция выполняемого действия.
Каждый из названных моментов может разрастаться до самостоятельной деятельности.
В общем виде ориентировочная деятельность есть единство двух ее основных элементов - построения образа (в широком смысле этого слова) ситуации и действия в плане этого образа. И все же главной структурной и генетической единицей ориентировки является действие.
На сегодняшний день в ТПФ выделяют четыре вида действий: физические, перцептивные, умственные и речевые. Всякое действие субъекта состоит из двух функциональных частей - ориентировочной и исполнительной. В ориентировочной части различают собственно ориентировочную и контрольную части. «Ориентировочная часть действия связана с использованием человеком совокупности тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданного действия, которые вошли в содержание ориентировочной основы действия» [Гальперин, 1974]. Контрольная часть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция как в ориентировочной, так и в исполнительной частях действия.
Соответствующий вид действия получает свое название именно по характеру его исполнительной части. Физические действия выполняются с реальными предметами в физической, внешней, среде. Предметом перцептивных действий является образ - его построение и функционирование. Умственные действия имеют своим предметом понятия. Для них характерно то, что и исполнительная, и ориентировочная части переходят в ходе формирования в умственный, внутренний, план, план языковых значений. Речевые действия имеют своим предметом поведение - самого субъекта и других субъектов. Назначение речевых действий - вынудить «собеседника» действовать желаемым образом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.