1. Объектом управления (то есть управляемым объектом) в ТПФ является процесс усвоения индивидом новых для него способов практической или познавательной деятельности.
2. В качестве параметров объекта управлений в ТПФ выработана и используется система показателей, предназначенных для теоретического описания, эмпирической фиксации и целенаправленного управления формированием (усвоением) новых способов деятельности. Эти показатели выступают как характеристики (свойства) способов деятельности и отдельных действий (см. выше).
3. Описание основных этапов (промежуточных состояний) управляемого процесса составило в ТПФ предмет специальных исследований и привело к выработке представлений о так называемой «шкале лоэтапного формирования умственных действий и лонятий», включающей в максимально развернутой форме в себя 6 этапов (см. ниже).
Вся совокупность условий, обеспечивающих формирование новых способов деятельности с заданными свойствами, образует сложную систему, которую называют системой планомерного формирования. В ней выделяют три подсистемы, объединяющих однородные условия:
а) подсистема условий, обеспечивающих построение и правильное выполнение субъектом нового способа деятельности с намеченным предметным содержанием;
б) подсистема условий, обеспечивающих «отработку», то есть воспитание желаемых свойств способа деятельности; в) подсистема условий, позволяющих уверенно и полноценно переносить выполнение действий, входящих в формируемый способ деятельности, на свой заданный уровень выполнения.
Три выделенные в системе планомерного формирования подсистемы соответствуют трем сформулированным выше группам требований общей теории управления. Изложение содержания подсистем планомерного формирования можно найти в работах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и их учеников. Опишем это содержание подсистем.
Подсистема условий, обеспечивающих объективно необходимые для правильного построения и выполнения действия ориентиры, довольно сложна: в нее входит все, что должен понимать учащийся (испытуемый) в стоящей перед ним задаче, и все, что необходимо для выполнения действий по решению этой задачи с первого раза и каждый следующий раз, правильно. Такую систему объективных ориентиров называют в ТПФ ориентировочной основой действия (ООД). В состав ООД входят следующие компоненты:
1. Характеристика и функции продукта действия.
2. Структура продукта в целом.
3. Иерархическая структура продукта, то есть продукт по частям в порядке их производства.
4. Представления о действии в целом, в той конечной форме, которой еще должен овладеть ученик (испытуемый).
5. Звенья действия и его общий план, то есть алгоритм действия.
6. Представления о материале, с которым надо действовать, с показателями его пригодности и разметкой для выполнения действия.
7. Представления об орудиях и средствах действия - основных, вспомогательных и контрольных - в порядке их подготовки и применения в действии.
8. Указания по организации контроля: контрольные точки на траектории действия, показатели и средства контроля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.