Различаются общелогические, общепсихологические и специально-предметные типы материала. К группе общелогических типов относятся задания:
1) с полным набором только необходимых для решения задачи условий;
2) с наличием всех необходимых и с добавлением избыточных, лишних условий;
3) с отсутствием некоторых из необходимых условий;
4) с отсутствием некоторых необходимых, но с добавлением лишних условий.
Общепсихологические типы образуются путем разных сочетаний наглядных и понятийных характеристик, представленных в условиях задачи и в сопровождающих ее рисунках и чертежах. Наглядные и понятийные характеристики могут совпадать, а могут и расходиться.
Систематическое изменение общелогических и общепсихологических типов материала приучает учащихся (испытуемых) доверять внешнему облику задачи, проводить специальный анализ ее условий.
Специально-предметные типы материала поставляет та научная область, в пределах которой находится формируемый способ деятельности; они также должны быть представлены во всей их полноте. Кроме подбора материала задач, немалое значение имеет порядок их предъявления испытуемому, обеспечивающий наиболее контрастное их сопоставление. Все типы задач предъявляются с одинаковой вероятностью на каждом этапе до тех пор, пока не будет обеспечено правильное и быстрое выполнение задач всех уровней трудности.
Сознательность действия формируется в основном на речевых этапах шкалы поэтапного формирования. При этом у испытуемого образуются собственные критерии правильности выполнения действий, отражающие предъявляемые к его речи требования.
Для описания метода планомерного формирования (МПФ) в целом удобнее всего воспользоваться схемами, которые дает общая теория управления. Это вполне оправдано, так как не только ученики П.Я. Гальперина, перенесшие его исследовательский по своему основному назначению метод в область педагогической теории и практики (Н.Ф. Талызина и др.), но и сам П.Я. Гальперин охотно пользовался эпитетом «управляемое формирование» для описания сути МПФ.
Как известно, общая теория управлении выдвигает ряд требований, выполнение которых обеспечивает нормальное осуществление того или иного процесса управления. К ним относятся: 1) указание цели управления; 2) установление исходного состояния управляемого процесса; 3) определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса; 4) обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесс, т.е. обеспечение систематической обратной связи; 5) обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработка коррегирующих (регулирующих) воздействий и их реализация.
Эти требования можно суммировать. Процесс управления требует: точного указания объекта управления, указания системы независимых параметров объекта управления, по которым ведется управление, указание основных этапов (состояний) управляемого объекта.
Конкретизируем эти требования по отношению к управлению ходом формирования умственных действий и понятий с точки зрения ТПФ:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.